MMOMA 99/19: выставка к 20-летию Московского музея современного искусства

19 декабря в Московском музее современного искусства открылась выставка, приуроченная к 20-летнему юбилею музея. «MMOMA 99/19» — экспозиция работ, отобранных двадцатью кураторами, которые достигли успеха в разных сферах деятельности. Среди них писатель Владимир Сорокин, парфюмер Фредерик Маль, режиссёр Кирилл Серебренников, музыкант и лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, артистка балета Диана Вишнева, историк Олег Воскобойников, журналистка Алёна Долецкая, путешественник Фёдор Конюхов, повар Владимир Мухин, тележурналист и шоумен Андрей Малахов, актриса и режиссер Алиса Хазанова, стилист Андрей Артёмов, архитектор Ольга Трейвас, кардиохирург Михаил Алшибая, философ Кети Чухров, футболист Фёдор Смолов, основатель музея Зураб Церетели, директор Центра имени Жоржа Помпиду Бернар Блистен, искусственный интеллект Маруся и художник Мартин Крид. Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян посетила ММОМА в день открытия выставки и написала подробный текст о самых интересных кураторских проектах и о перформансе Мартина Крида на открытии.

Юбилейная экспозиция является ретроспективой работ, которые уже ранее выставлялись в ММОМА. Экспонаты поделены на категории: на втором этаже музея расположились «медиа», «мореплавание», «информационные технологии», «гастрономия», «литература», «телевидение», «парфюмерное искусство», «история» и «театр». На третьем этаже зрители могут посетить залы «музыка», «кино», «мода», «архитектура», «танец», «медицина», «философия» и «спорт». Пространства оборудованы специальным световым элементом-сеткой, который отражается во всех работах своеобразный «водяной знак» выставки. 

Зал искусственного интеллекта Маруси

Искусственный интеллект Маруся озвучен актрисой Еленой Соловьевой. По словам пресс-службы ММОМА: «вместе с сотрудниками музея Маруся изучила его коллекцию и выбрала работы, наиболее ярко отражающие эволюцию современных технологий». Одним из таких произведений стала картина архитектора Владимира Сомова «Проект цирка в Мурманске» стилизованный чертеж грандиозного строения-воронки, по принципу напоминающего Шуховскую башню. На рисунке стоит печать «Согласовано» от Главного архитектора города Мурманска от 26 декабря 1975 года, однако проект так и не был претворён в жизнь.

Зал Владимира Сорокина

В зале под кураторством писателя Владимира Сорокина представлены работы художников московского концептуализма. Как сказано в пресс-релизе галереи, «тема зала — представления о поверхности». И это сразу придаёт довольно мрачный контекст выбранным работам, потому что один из первых экспонатов, который мы видим — «Гладильные доски» (2001) Ирины Наховой. На первый взгляд это фотографии трёх людей со спины, напечатанные на чехлах для гладильных досок. Но если обратить внимание на стоящие на полу утюги с отпечатками этих же спин, на ум приходят чудовищные образы пыток: нежная человеческая кожа, нанесение ожогов.

В целом нужно признать, что ощущения от зала вполне в духе черного юмора Сорокина. Ещё один экспонат — работа самого Сорокина «Без названия», выполненная в «смешной технике» (именно так гласит табличка под экспонатом). Под стеклянной крышкой лежат страницы из школьного дневника с замечаниями учителей: «Отвратительно вел себя на уроке рисования». Посредине композиции стоит емкость, похожая на молочник: она наполнена маслом, внутри шмат сала с воткнутым в него лезвием. Рассечение поверхности, жестокость странной природы. Мысль о сочетании этих материалов невольно заставляет содрогнуться, вызывает тактильные фобии. Здесь же можно увидеть работы Никиты Алексеева, Павла Пепперштейна, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Вадима Захарова, Дмитрия Пригова.

Зал Андрея Малахова

Ещё находясь в зале Сорокина можно услышать доносящийся откуда-то телевизионный гул. Пройдя дальше, мы будто оказываемся на кухне у некой пожилой женщины, где на всю работает телевизор. Куратором этого пространства стал тележурналист и шоумен Андрей Малахов. На экране показывают отрывки из программ с его участием, в зале стоит диван, рядом с ним журнальный столик с газетами. Здесь уютно как дома, разве что мало у кого дома на стенах висят работы Пабло Пикассо, Марка Шагала и Наталии Гончаровой.

 

Зал Фредерика Маля

Вход в зал Фредерика Маля занавешен материалом, напоминающим пластиковую штору, как те, что используют в помещениях для разделки туш. Посетителей сразу обволакивает запах духов, будто недавно здесь побывала надушенная женщина. Этот запах — Portrait of a Lady Маля — само благородство; звучит строго, мрачно, холодновато, но и невероятно женственно за счет нот розы и малины. Этой холодности и многогранности вторит композиция Вячеслава Колейчука из дерева, латуни и металла «Мёбиус». На фоне пластиковой занавески красный цвет с картин Хуана Миро (работы «Сова и улитка», «Молот без мастера») выглядит как брызги крови — мы словно оказались на месте преступления из сериала «Коломбо». А убийца — высокомерная, изящная дама в костюме с меховым воротником и манжетами и белой чалмой на голове.

Зал Ильи Лагутенко

В зале под кураторством лидера группы «Мумий тролль» Ильи Лагутенко расположились работы Виктора Пивоварова, Сергея Чернова, Александра Косолапова и других. Зал представляет собой сюрреалистичное помещение, в котором будто происходит вечеринка, но когда мы в него заходим, там никого нет; музыка играет ни для кого. Это напоминает затопленный космический корабль в эстетике компьютерной игры Subnautica, сдобренной яркими красками — кораллы, водоросли и другие подводные «украшения». Гул музыки, разносящейся эхом из бобинного проигрывателя, как из радиорубки, еще сильнее укрепляет образ каюты корабля в холодном необъятном океане. Плакат с этикетками для банок чёрной икры в духе Уорхола только подтверждает это ощущение. Всё это, в свою очередь, перекликается с костюмами Сергея Чернова, которые он создал для курехинской «Поп-механики», — подводные маски, трубки, шланги.

Перформанс Мартина Крида на открытии выставки

В день открытия один из кураторов Мартин Крид представил зрителям перформанс Getting Changed. Крид — современный британский художник, работающий в жанрах инсталляции, видео, живописи и перформанса. В 2001 году получил премию Тернера, одну из самых престижных в мире премий в области современного искусства. Работы Крида уже выставлялись в ММОМА — фраза «ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО» (русскоязычный вариант его работы под номером 203 EVERYTHING IS GOING TO BE ALRIGHT) на фасаде музейного особняка красуется с 2010 года.

 

Московский перформанс художника состоял из философских рассуждений, песен под гитару и переодеваний. Действия Крида были полны самоиронии, но при этом часто заставляли самого зрителя чувствовать себя довольно неловко. По словам искусствоведа Ирины Кулик, целью Мартина Крида является разоблачение геройского статуса художника и признание его неуверенности в себе и искусстве в целом. Комичная подача Крида во время исполнения Getting Changed — как ключ к внезапному озарению и пониманию сложных концепций. Одним из наиболее выразительных примеров таких образов-метафор во время перформанса стал рассказ о людях, которые едут в одном направлении, при этом один из них едет в поезде, а другой — в машине. Они встретились здесь и сейчас, почти сравнялись друг с другом, и готовы помахать друг другу рукой, но они никогда не смогут попасть на место друг друга. Таким образом Крид попытался передать то невыразимое ощущение, которое возникает при общении — замкнутость в собственном сознании и невозможность понять, как ты выглядишь со стороны, что на самом деле думают о тебе другие люди.

 

«У моей гитары много струн — я подумал, что чем больше струн, тем лучше. Сегодня я буду играть сразу на всех — жаль нельзя так со словами: говорить все слова сразу». Крид — поклонник концентрации слов, подтекстов и всех цветов радуги. Это отразилось и на антураже перформанса: гитара с необычным дизайном деки, декорированная разноцветными пластинами, сложенные стопкой шляпы, розы в стаканчиках. Во время выступления Крид показал зрителям одежду, которую сам смастерил — нелепые штаны-мешок, такой же пиджак и шляпа. Он попытался надеть на себя все эти предметы гардероба задом наперёд и в таком виде продолжил свой перформанс.

Стоит добавить, что для Крида реакция людей на его работы — отдельное искусство. Особой комичности действу придавало взаимодействие с переводчицей. Крид заставлял бедную девушку читать русский текст песен прямо поверх его речи, предлагал даже «перекрикивать» его (на что переводчица не решилась). В целом зрители, которые досидели до конца выступления, остались вполне довольны и уходили из зала с улыбками на лицах. 

Выставка к 20-летию Московского музея современного искусства на Петровке, 25 продлится до 17 мая 2020 года. Кураторам удалось объединить видение 20 человек, тонко связав затронутые темы и сюжеты с помощью облака тегов, которое представлено на стене в одном из залов ММОМА. Приглашенные кураторы — люди из, казалось бы, почти не связанных между собой сфер, — обнаруживают точки соприкосновения, о которых и не догадывались. Таким образом, акцент экспозиции не на том, что нас разъединяет, а на том, что у нас общего.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты