Разговоры Виктора Косаковского с природой в фильме «Гунда»

Мир меняется и требует более сознательного отношения. Жизнь вынужденно замедлилась: закрывается авиасообщение между странами, многие компании уходят на карантин, отменяются и переносятся культурные мероприятия. Наступила новая реальность. Как бы ни было неприятно и насколько бы не ограничивало наши возможности, это все-таки время для размышлений. Дарья Чертоляс успела посмотреть на Берлинале в этом году новый документальный фильм Виктора Косаковского и рассказывает, зачем его стоит ждать, и почему тема сознательного отношения к миру остается актуальной, несмотря ни на какие катаклизмы. 

“Да здравствуют антиподы!”,  “Акварель” и “Гунда” – трилогия, условно объединенная Косаковским. В этих фильмах режиссер пытается показать красоту и мощь природы, определить роль человека в мире. При работе над материалом Косаковский много путешествовал, и обратил внимание на отсутствие уважения людей друг к другу, а также к окружающей среде и животным.

Фильм “Акварель” – напоминание человеку о его бессилии перед природой. Здесь красота водной стихии в разных ее проявлениях передается под сопровождение музыки, записанной финской группой Apocalyptica. В фильме весьма наглядно, без лишних комментариев, показана сила воды, в тоже время каждый кадр похож на ожившую абстрактную картину. Режиссер посвятил свою работу Александру Сокурову, которого, по его мнению, еще недооценивают в мире.

В феврале на Берлинале состоялась премьера нового фильма Виктора Косаковского  “Гунда”. В этой киноленте режиссер снова показывает природу, но уже убрав цвет и музыкальное сопровождение, оставив только звуки природы. Теперь в его фильме новое послание: мы делим планету с миллионами живых существ.

В этой картине совсем нет человека – камера снимает вначале свинью, потом коров и одноногую курицу: зритель будто бы подглядывает за их жизнью. Основной сюжетной линией, условно, можно назвать историю норвежской свиньи по имени Гунда. Режиссер сделал акцент именно на свинье, потому что этот вид животных одомашнили более 7 тысяч лет назад, а советский ученый-биолог Акимушкин внес свиней в десятку умнейших животных.

В кадре акцент сделан на животном, а каждая травинка и игра света дополняют композицию. Например, в сцене с новорожденными поросятами видна игра света, которая ассоциируется с работами великих импрессионистов.
Шум травы, щебетание птиц, мычание коров – звуки, идущие вместо музыкального сопровождения.

Кино сделано черно – белым по двум причинам: первая – чтобы зрители не отвлекались разнообразием цветов и внимательнее следили за происходящим на экране. Вторая причина –  отсылка к истокам кинематографа, когда фильмы были черно-белыми.

В своих работах режиссер придерживается принципа, что картинка важнее текста, она рассказывает и заставляет чувствовать. Для этого Косаковский, как настоящий художник, продумывает как снять каждую сцену и сам делает зарисовки.

Режиссер провоцирует на эмпатию к животным: устоять перед сценой с одноногой курицей, либо не сопереживать свинье Гунде, когда у нее забирают детей, просто невозможно. Кстати, по словам режиссера, он еще три дня после сепарации с поросятами приходил к свинье и видел следы слез вокруг ее глаз.

У Косаковского получился не фильм, а современное художественное произведение. Качество воплощения идеи в жизнь идет наравне с глубиной мысли – показать людям, что они делают, и что “мы можем лучше”.

Идея фильма Косаковского – обратить внимание людей на окружающий мир, через эмпатию к жизни животных, подчеркнуть, что все живые существа имеют чувства и могут испытывать боль. При этом его фильмы лишены назидательного тона и дидактизма, он лишь помогает зрителям самим сделать выводы, не апеллируя к разуму.

В начале 2020 года Виктор Косаковский услышал речь Хоакина Феникса во время церемонии вручения премии “Оскар”. Друзья подсказали ему обратиться к актеру напрямую, потому что оба говорят о современном мире одними и теми же словами. Косаковский обратился к Фениксу, и тот глубоко проникся идеей фильма и предложил поучаствовать в проекте в качестве исполнительного продюсера – помочь с дистрибуцией картины по всему миру.

«Виктор Косаковский создал прочувствованные нутром размышления о бытии, преступая обычные барьеры, разделяющие виды. Это фильм очень важен и интересен с точки зрения художественности», – прокомментировал “Гунду” Хоакин Феникс.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты