«205.μ Лермонтов»: мультимедийный концерт в честь 205-летия поэта

По случаю 205-летия со дня рождения Михаила Лермонтова в конце декабря в арт-пространстве Mutabor состоялся один из самых интересных и недооцененных концертов прошедшего года. Музыканты Рамазан Юнусов, Дмитрий Мазуров и Антон Изгагин представили зрителям произведение для голоса, виолы да гамбы и электроники, вдохновленное поэмой «Демон». Об этом концерте специально для DEL’ARTE Magazine рассказала Александра Копелян.

Концерт «205.μ Лермонтов» был задуман филологом-лермонтоведом Марией Михеевой-Никатиной, основательницей общества «Время Лермонтова». Она же пригласила к участию в проекте скульптора Александра Бурганова, который предоставил свои работы для оформления сцены и пространства клуба.

Очутившись в главном зале, заполненном густым терпко-сладким паром из генератора дыма, можно было почувствовать себя кораблем «без руля и без ветрил», который сбился с курса заблудившись в тумане. Потусторонний гул из саунд-системы добавлял происходящему эффект сюрреализма. Это уже само по себе оказалось интересным экспириенсом — бродить в пространстве, у которого не видно очертаний, и натыкаться на случайных людей. Но приглушённые голоса в отдалении возвращали к реальности. Рядом со сценой из пелены выплывали внушительные силуэты скульптур авторства Бурганова в стиле «новый романтизм»: статуя ангела с распростертыми руками, огромная перевернутая голова, будто отсеченная от исполинской древнегреческой статуи, скрещенные руки без туловища и барельеф с изображением Лермонтова. Ангел здесь олицетворял тот самый образ, который противостоял демону в поэме и пытался оградить от несчастья царевну Тамару. Все скульптуры выглядели точно артефакты, напоминающие о былом величии древнего мира.

Не последнюю роль в создании пространства играло освещение — работа медиа-художницы Киры Борисовой aka Panterra, оформительницы серий молодёжных вечеринок VV17CHØU7 и «Скотобойня». Самый внушительный источник света на концерте –– огромная «решетка» из световых элементов, подвешенная под потолком: свет дребезжал и вспыхивал, как молнии во время шторма, отражаясь в плотном тумане.

Повествование «Демона» началось с техно-увертюры, которая перенесла лермонтовскую поэму в сеттинг нашего времени. После этого на сцене появился Рамазан Юнусов, композитор и выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Едва он начал петь, как стало понятно, что перед нами воплощение сладкоголосого ангела из пьесы: «И вот она как будто слышит волшебный голос над собой». Сочетание кристальных электронных звуков, рассыпающихся как осколки, и чистого контр-тенора Юнусова произвело неизгладимое впечатление на публику: все замерли, завороженные. Из музыкальных ассоциаций на ум пришел звук c последнего альбома венесуэльского продюсера Алехандро Герси, больше известного как Arca. Высокие тембры во вступительной кантате оттенял протяжный бархатный звук виолы да гамбы.

Музыка следовала за сюжетом: странствия Демона, ожидание Тамарой молодого князя и танец для гостей, прибытие мертвого жениха на коне, сарабанда, встреча Тамары и Демона в монастыре. Повествование было связным, с плавными переходами: зрители даже не успевали «втиснуть» аплодисменты. Все это время солист Рамазан Юнусов не ограничивался «обычным» вокалом — он всячески экспериментировал со звукоизвлечением, раскрывая все возможности голоса. В одном из эпизодов использовался прием наложения звуковых петель — лупов, когда с каждой фразой звучит все больше голосов разной высоты. И тут невозможно не провести параллель с работами американского композитора и певицы Мередит Монк, а именно с альбомом Facing North. В переломный момент сюжета поэмы, когда Демон соблазняет Тамару, происходит серьезная смена звукового ландшафта: этот оглушительно громкий техно-эпизод — своеобразная дань месту. Завершился концерт песнью на смерть Тамары, воплощенной в постлюдии с колокольным звоном.

После выступления музыкантов идейный вдохновитель проекта Мария Михеева-Никатина вышла на сцену и сказала несколько слов о мероприятии, еще раз напомнив присутствующим, что во главе вечера стоит творчество Михаила Лермонтова. Будучи его поклонницей, она решила как-то отметить юбилей классика и связалась с композитором Дмитрием Мазуровым, который работает на стыке современной академической музыки, поп-музыки и электроники. По его словам, музыку для концерта написали всего за пару недель. Он и Рамазан Юнусов ранее сотрудничали при работе над оперой. Втроем с мультиинструменталистом Антоном Изгагиным они создали невероятное по своей пронзительности музыкальное произведение на слова Михаила Лермонтова, которое тут же заработало поклонников в лице завсегдатаев клуба Mutabor.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты