Музыка Стива Райха и Фредерика Ржевски в «Мутаборе»: проект ARHITEKTONICA

За последнее время это уже второе серьезное московское событие, посвященное минимализму в музыке. Первое, собравшее много положительных отзывов, состоялось 8 декабря в КЦ ЗИЛ концерт Терри Райли. A в среду, 11 декабря, те, кто пришел в уже культовый клуб «Мутабор», могли послушать лайв  — интерпретацию работ двух американских композиторов — представителей академического минимализма Стива Райха и Фредерика Ржевски в исполнении ансамбля ICQ-Project, электронных музыкантов Geju, OID, Brinstaar и Finetune, и участников мастерской Дмитрия Брусникина, ответственных за spoken word в композиции Ржевски. Об этом концерте специально для DEL’ARTE Magazine Александра Копелян. 

Вечер открыл Петр Айду с произведением Piano Phase, написанным Райхом в 1967 году для двух роялей (другой вариант исполнения – рояль и магнитная лента). Один и тот же рисунок исполняется с разной скоростью на двух инструментах, что приводит к так называемому «фазовому сдвигу», то есть мелодии выходят из унисона, рассинхронизируются. Возникает занятный эффект: у каждой партии появляется едва различимое эхо, потом звуки превращаются в своеобразные биения, после чего всё будто бы становится на свои места, и мы вновь слышим унисон. Приблизительная длительность произведения 15 минут. Преподаватель Московской консерватории и идейный организатор симфонического оркестра «Персимфанс» Петр Айду исполняет его в одиночку на двух роялях, что уже само по себе аттракцион, ведь левая и правая руки играют в совершенно разном темпе. Занятность Piano Phase ещё и в том, что в данном случае может быть два подхода к слушанию: концептуальный и «чувственный», который не требует понимания того, как это сделано, а позволяет сфокусироваться на звуке и понаблюдать, какие трюки он вытворяет, играя со слухом и восприятием. Ближе к концу произведения кажется, будто мелодия звучит на пару микротонов выше, чем следует, а каждый соскользнувший палец вызывает особый восторг, ведь даже такая малейшая «оплошность» полностью меняет гармонию и настроение всего повествования.

Вторым номером основной программы стало сочинение Райха Vermont Counterpoint for Flute (1982) в исполнении Марии Алихановой из ICQ-Project и электронного дуэта Geju. За ним последовал Double Sextet (2007) с участием полного состава ICQ-Project и диджея и музыкального продюсера Михаила Допа (Finetune), вызвавший особый ажиотаж у зрителей.

Кульминацией вечера стала работа Фредерика Ржевски Coming Together (1973). Для тех, кто слышал произведение впервые, это было довольно неожиданное действо. Игорь Титов в вызывающем красном спортивном костюме начал зачитывать письмо Сэма Мельвилля, одного из инициаторов взрывов в Нью-Йорке в 1969 году. Ржевски использовал текст этого письма, которое Мельвилль написал в тюрьме, в своем произведении. Титова подхватил ансамбль ICQ-Project. Прожектор выхватил из толпы второго чтеца, Василия Михайлова, который особо экспрессивно зачитал ту же выдержку из письма. За ним последовал Сергей Карабань, и так несколько раз: артисты меняли свои позиции, заставляя толпу вертеть головой в поисках источника звука. Под конец все три артиста читали текст вразнобой, вторя и перебивая друг друга,  — ещё один эффект фазового сдвига. Вконец взбесившийся аккомпанемент и мигающие красные прожекторы превратили перформанс в настоящее неистовство, крик отчаяния автора письма, с последующим его смирением со своей судьбой.

Violin Phase (1967) на бис от Аси Соршневой звучало умиротворенно и завораживающе; оставшиеся зрители собрались у сцены и внимали цикличным движениям скрипичных фраз. В заключительном слове скрипачка позвала на сцену других участников ансамбля ICQ-Project (Петр Айду, Ксения Башмет, Ольга Демина, Мария Алиханова, Евгений Бархатов, Андрей Винницкий) и поблагодарила местную публику. 

Это была первая сессия проекта Arhitektonica, за которым стоят Владимир Пилосян и Пётр Новиков. По их словам, это площадка для эксперимента, «лаборатория разных идей», которая сочетает в себе всевозможные дисциплины — музыку, хореографию, театр. Мероприятием в «Мутаборе» проект не ограничится: в дальнейшем планируются новые концерты, детали которых организаторы пока раскрывать не стали.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты