Будапешт знаменит своей архитектурой. Изящные административные здания в стиле ар нуво, величественные отели, даже городской рынок в этом городе не лишен утонченности и легкости. Специально для DEL’ARTE Magazine Мария Каменецкая, влюбленная в Будапешт, подобрала обязательный «ар нуво маршрут». Собираемся в путешествие.
Будапешт — это живописные набережные Пешта и манящие холмы Буды, это термальные бани и бары, гудящие с ночи до утра. Все, кто был здесь, вспоминают желтые трамваи, соединяющие две части города, аромат свежих рулетов (kürtőskalács) с корицей и грозди сушеной паприки для украшения дома. А между всем этим самое яркое впечатление — архитектура в стиле ар нуво. Австро-венгерский ар нуво ярче по цветам и смелее в исполнении, чем французский. Венгерские архитекторы и художники, работавшие в этом стиле, причисляли себя к авангардному течению в искусстве тех лет — «сецессион» (szecesszió).
На площади Свободы (Szabadság tér) в Будапеште находятся два важных здания в стиле ар нуво — Государственное казначейство Венгрии (в прошлом — Королевский почтово-сберегательный банк; 1054, Hold u. 4.) и Дом венгерского ар нуво (1054, Honved u. 3).
Казначейство (1901) спроектировано Эдёном Лехнером, самым известным венгерским архитектором, работавшим в этом стиле. К характерным для ар нуво геометрическим формам и линиям Лехнер всегда добавлял своё — майоликовые вставки в виде цветов и животных, элементы венгерского фольклора, детали, различимые только с близкого расстояния. На крыше казначейства, к примеру, роятся рукотворные пчёлки и восседают керамические драконы. Чтобы рассмотреть их как следует, лучше всего выйти на крышу-террасу соседнего отеля «Президент», прихватив с собой бинокль. За любовь к цвету, трудолюбие и буйную фантазию Лехнера прозвали «венгерским Гауди».
Дом венгерского ар нуво архитектора Эмиля Видора это и музей, и магазин, и кафе, и собственно жилой дом. В начале XX века в нем жило семейство Белы Бедё, богатого фабриканта и владельца шахты. На первом этаже располагались офисные помещения его фабрики. Сейчас о той жизни рассказывает коллекция мебели, кухонной утвари, картин и элементов декора, занимающая три этажа. Большая часть предметов коллекции сделана в стиле ар нуво. Предметы были привезены в Будапешт из разных стран Европы. Хотя коллекция имеет музейную ценность, за обеденный стол или в кресло можно присесть и сфотографироваться. В сувенирном магазине, помимо прочего, представлены украшения ар нуво — в том числе, точные копии аксессуаров знаменитых мастеров. На первом этаже — кафе. Выпить кофе в окружении статуй и прекрасных витражей, поглядеть на улицу через огромные окна-двери — чистая радость.
«Венгерский Гауди» Лехнер поработал, к нашей удачи, и в других районах Будапешта. Музей прикладного искусства (1896) тоже плод его воображения и архитектурной смелости. Считается, что через архитектуру Лехнер исследовал венгерскую, точнее мадьярскую, идентичность и, проектируя музей, размышлял о популярных в XIX веке теориях об азиатском происхождении мадьяров и их связи с Персией и Индией. Из поисков идентичности рождались его типичные цветочные и зоологические детали: в музее прикладных искусств их множество. Лехнера часто критиковали за избыточность. Сейчас музей закрыт на ремонт, но пеструю крышу все равно разглядеть можно.
Лехнером также спроектировано здание Венгерского геологического института (1899). Хотя оно находится не в самом центре города (1143, Stefánia u., 14), поклонникам ар нуво съездить посмотреть на него обязательно стоит: на голубой крыше четыре атланта держат на плечах глобус, а по фасаду разбросаны керамические вкрапления, выполненные на фарфоровой мануфактуре Жолнай.
В центре города, друг напротив друга, только на разных берегах Дуная, расположены два прекрасных здания в стиле ар нуво — Будапештский центральный рынок (Vamhaz körut, 1-3, Будапешт 1093) и самые знаменитые термальные бани «Геллерт».
Центральный рынок (nagyvasárcsarnok) был открыт в самом конце XIX века. Фасады и внутренняя отделка — работа архитектора Шаму Пеца, хотя ар нуво здесь только снаружи — на фасаде и на крыше (работа той же мануфактуры Жолнай, с которой во времена строительства Будапешта сотрудничали и архитекторы, и художники). В самом рынке расположились длинные продуктовые ряды с национальными венгерскими приманками вроде колбас, паприки, мёда, вкусностей из лаванды и лангошом (жареными лепешками с чесноком и сыром).
Термальные бани и отель — плод коллективного архитектурного труда Артура Себестьена, Армина Хегедуша, Изидора Штерка. Роскошный отель и, примыкающий к нему, термальный комплекс с ваннами, бассейнами, фонтанчиками с питьевой водой были открыты в 1918 году. Если даже не нравится отмокать в серных ваннах — зайти в «Геллерт» стоит хотя бы ради архитектуры. Мозаика, пол и скульптурные композиции термальных ванн — абсолютная радость для глаз.
Дворец Грешама (Gresham Palace), нынешняя гостиница Four Seasons на площади Сечени, еще один пример парадного ар нуво. В 1880 году здание купила страховая компания Грешама. Руководство компании наняло местных архитекторов Жигмонда Квитенра и Йожефа Ваго и нескольких художников, чтобы те перекроили здание по новым, более современным и модным архитектурным лекалам. В нынешнем виде здание существует с 1906 года. В 2004 году дворец Грешама стал пятизвездочной гостиницей. Когда здание переделывали в гостиницу, интерьеры не тронули: мозаичный пол, витражи, плавные линии, керамические попугаи — всё на своих местах.
Ар нуво в венгерской столице больше, чем может показаться на первый взгляд. В шумном седьмом районе (1077, Dob u. 85) — мозаика Жигмонда Вайды и витражи Микши Рота на фасаде начальной школы. На площади Гутенберга — дом Гутенберга с большими окнами, плавными линиями, витыми лестницами. В обычном с виду будапештском дворике — витражи и скульптуры (так называемый наполеоновский двор, 1065, Hajós u, 25). На парадном проспекте Андраши — фасад бывшего универмага Párizsi Nagyáruház. В новом отеле Párisi Udvar Hotel Budapest — фасад и внутренняя отделка. А в павильоне Будапештского зоопарка, выполненном в стиле ар нуво, живут слоны.
Будапештский ар нуво — особенный стиль, который формирует образ города и придает ему европейское изящество и изысканную утонченность. Для того, чтобы понять этот стиль, необходимо посмотреть не только помпезные административные здания в центре, но и съездить в более дальние районы. Очарование витиеватых линий, напоминающих цветочные стебли, элементы сказочных персонажей в убранстве зданий — будапештская сказка.