Павильон России на 17-й Венецианской архитектурной биеннале будут реконструировать и делать «независимым»

Комиссия 17-й Венецианской архитектурной биеннале объявила открытый конкурс для молодых архитекторов из России. Участникам предлагается подумать над тем, как построенный 100 лет назад российский павильон может отразить ценности сегодняшнего дня. При этом кураторы просят кандидатов полностью пересмотреть концепцию пространства — помочь павильону «влиться» в окружающие его сады Джардини и венецианскую лагуну. Специально для DEL’ARTE Magazine Регина Максимова побывала на пресс-конференции с Ипполито Пестеллини Лапарелли в Москве, где кураторы представили проект Open! и обсудили подробности с потенциальными участниками биеннале.

Персоналии кураторов

Тереза Иароччи Мавика — комиссар российского павильона в Венеции и генеральный директор фонда V-A-C.
Сергей Кузнецов — главный архитектор Москвы. Курировал российский павильон в 2016 году. В биеннале участвовал четыре раза.
Ипполито Пестеллини Лапарелли — архитектор и урбанист, куратор российского павильона в 2020 году. В 2018 году уже сотрудничал с Терезой Иароччи Мавикой в рамках биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо.

Ипполито Пестеллини Лапарелли. Фото: OMA

История павильона

Фото: «Русский павильон в Венеции. А.В. Щусев»

Павильон России в Венеции был спроектирован архитектором Алексеем Щусевым. На его открытии в 1914 году присутствовали члены царской семьи. Тогда здание использовалось в точности так же, как сегодня: оно служило выставочным пространством для представления образа России перед миром. За эти годы дом на набережной претерпел много изменений и находится в ужасном состоянии.

Возглавляемый Терезой Иароччи Мавикой фонд VAC два года работал над реконструкцией павильона, но он все еще требует доработки. Сейчас его проект не отвечает итальянским строительным нормам и не обладает необходимой несущей способностью для приема посетителей.

Фото: «Русский павильон в Венеции. А.В. Щусев»

Новые планы на российский павильон

На встрече с потенциальными участниками биеннале и журналистами Иароччи Мавика подчеркнула разницу между словами «реконструкция», «презервация» и «реновация» (rebuilding). Она уточнила, что выбор был сделан именно в пользу последнего. Идея состоит в том, чтобы пересмотреть саму концепцию институции, предназначение здания, отвечая на главный вопрос куратора 17-й Венецианской архитектурной биеннале Хашима Саркиса «Как мы будем жить вместе?».

На дискуссии с потенциальными участниками, которая состоялась в Москве 16 января, был представлен проект куратора российского павильона Ипполито Пестеллини Лапарелли Open! («Открыто!»). Основными его принципами стали идентичность, уязвимость, и так называемый «новый пространственный договор», смысл которого заключается в слиянии павильона с окружающей средой. По словам Пестеллини Лапарелли, с этой задачей справляется лишь малое количество представительств других стран. Важную роль в здании, спроектированном Щусевым, играет красивейшая терраса, смотрящая на лагуну. Сегодня она не используется, а вид на воду перегородили деревья. «Новый пространственный договор» подразумевает не только физическую «сплоченность» с окружением, но и психологическую: есть вероятность, что павильон будет доступен для посещения не только в дни выставки, но и круглый год. Это будет символизировать отход от привычных устоев, жест открытости новому. Но чтобы достичь этого сначала необходимо поработать над устройством самого здания, так как в нем имеются аварийные участки, а терраса нуждается в полной реконструкции.

Фото: www.pavilionrus.com

И тут встает вопрос о финансировании проекта и сопутствующих сложностях, связанных с попаданием в зависимость от спонсоров. Это, в свою очередь, ведет к ограничению свободы высказывания, главному залогу успеха любого произведения искусства: смелости идей и провокации — а ведь биеннале именно про это. И тут Тереза Иароччи Мавика выразила надежду, что новая команда сможет проявить независимость и вызвать широкую дискуссию среди общественности. Она упомянула, что в ближайшие 10 лет, вплоть до 2030 года, организацией павильона займутся Анастасия Корнеева и Екатерина Винокурова, основательницы проекта Smart Art. Такой длительный срок подразумевает максимально долгое высказывание и отход от темпоральности двух лет — стандартному промежутку между сессиями биеннале. «Пришло время изменить формат выставки на нечто более распределенное по времени», — сказала Иароччи Мавика.

По словам еще одного участника дискуссии, Сергея Кузнецова, дополнительной преградой на пути к изменению концепции павильона является болезненное отношение России к международному признанию. Это привело к зацикливанию на «документированных» достижениях, призах, а не к стремлению к сильному высказыванию, причастности к общей дискуссии. Нынешний проект призван открыть новую дискуссионную площадку, откуда будет ярко слышен голос нового поколения российских архитекторов, художников и философов.

В этом году форум в Венеции будет проходить с 23 мая по 29 ноября. Прием заявок на участие в открытом конкурсе по проекту для российского павильона был открыт до 31 января. Объявление победителей состоится 14 февраля. Подробная информация на сайте www.pavilionrus.com

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты