До 7 ноября в римской Галерее Боргезе работает выставка британского художника Дэмиена Хёрста “Archaeology now”. Ее кураторами стали Анна Колива (Anna Coliva) и Марио Кодоньято (Mario Codognato) при поддержке Fondazione Prada. Специально для DEL’ARTE Magazine о выставке рассказывает искусствовед Валерия Саймова.
Hydra and Kali [Idra e Kālī]. 2015. Bronzo / Bronze. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
Произведения из серии «Сокровища c места крушения корабля „Невероятный“» четыре года назад уже выставлялись в Венеции. Именно тогда была рассказана их легенда: судно вольноотпущенника из Антиохии Сифа Амонтана II затонуло у берегов Восточной Африки, унеся в морскую пучину коллекцию ценных произведений искусства. Хёрст «возвратил» на сушу огромное количество скульптур и предметов с корабля «Невероятный», все они несут на себе отпечатки долгого пребывания в море. Свидетели энциклопедического вкуса своего первого владельца, эти сокровища, выставленные в Венеции, стали иронией над современной поп-культурой, маниакальностью коллекционеров и представлениями об археологии как приключении.
Fern Court [Verde sottobosco]. 2016. Vernice lucida su tela / Household gloss on canvas. Collezione privata / Private collection e/and The Skull Beneath the Skin [Il teschio sotto la pelle]. 2014. Marmo rosso e agata bianca / Red marble and white agate. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
Концепция выставки в Галерее Боргезе отличается от венецианской. Здесь сокровища Хёрста не блистают в одиночестве, а соседствуют с сокровищами другого известного коллекционера – Сципионе Боргезе. По словам художника, он стремился изучить феномен одержимости коллекционированием, провести непрерывную линию его развития за последние две тысячи лет, на которой, несомненно, занимает важное место кардинал Боргезе, организовывавший кражи шедевров для пополнения собственного собрания.
Ratto di Proserpina. Gian Lorenzo Bernini. 1621-1622. Marmo bianco / White marble e/and Grecian Nude [Nudo dall’Antica Grecia]. 2013. Bronzo / Bronze. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
Дэмиен Хёрст выбирает принцип миметизма, представляя свои произведения как логичное продолжение постоянной экспозиции. Рядом с «Похищением Прозерпины» Бернини на похожем мраморном постаменте предстает «Обнаженная из античной Греции» Хёрста, произведения Караваджо соседствуют с несколькими «Отрубленными головами Медузы» из золота, бронзы и малахита. Пятиметровая скульптура «Дайвер» – девушка-ныряльщица, балансирующая на носочках, направляется вверх, в воображаемое пространство «другого мира», как и Дафна Бернини, представленная в соседнем зале. «Паулина Боргезе» – один из шедевров Антонио Канова – вступает в диалог с двумя сериями «Пять греческих обнаженных» со свойственным ей равнодушием.
Tadukheba. 2010. Bronzo / Bronze. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
В некоторых залах, например, в Египетском, сложился идеальный симбиоз: бюсты «Тадухепы», легендарной жены фараона Аменхотепа III, и затем и его сына Ахенатена, созданные британским художником, сложно отличить от произведений из коллекции музея. Вечные темы красоты, религии, жизни и смерти отражены в шедеврах эпохи Возрождения, так же как и в работах Дэмиена Хёрста. Мрамор, бронза, кораллы, малахит и позолота скульптур с корабля «Невероятный» вступают в диалог с интерьерами галереи, фресками, мозаиками и полихромией стен и пола.
Neptune [Nettuno]. 2011. Bronzo blu / Blue bronze. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
Кроме небольших работ, поместившихся в залах галереи, в Рим привезли внушительную скульптуру «Гидра и Кали», занявшую место в секретном саду. Сюжет борьбы между многорукой женщиной и змеей с семью головами заимствован, по словам автора, с фриза Пергамского алтаря.
Female Archer [Arciera]. 2013. Bronzo / Bronze. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
“Archaeology now” заставляет зрителя задуматься над многими проблемами современности: эволюцией художественного вкуса (или его деградацией?) и возможностью живущих ныне художников одним своим появлением преобразовать музеи древнего искусства в собственные произведения.
Reclining Woman [Donna distesa]. 2012. Marmo rosa / Pink marble. Collezione privata / Private collection. Ph. by A. Novelli © Galleria Borghese – Ministero della Cultura © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved DACS 2021 / SIAE 2021
На выставке Хёрст, сравнивая себя со Сципионе Боргезе, затрагивает еще один важный вопрос: какие они, взаимоотношения между античным искусством и современностью, прошлым и настоящим? Кардинал, владелец шедевров греческой и римской цивилизации, в барочном Риме был главным защитником молодого Караваджо, отстаивая его идеи в самых консервативных кругах. Он, скорее всего, согласился бы со словами Хёрста из интервью газете La Repubblica: «Нам нужно прошлое. Мы верим в прошлое, потому что в настоящее поверить сложнее, даже если оно нас касается. Идея, стоящая за серией скульптур и предметов с корабля «Невероятный», – украсть прошлое, чтобы сотворить новое настоящее, соединить иллюзию правды с новой мифологией».