Art Basel завершился 18 июня, и уже можно констатировать: в этом году продажи были не так динамичны, а цены, напротив, ещё более высоки; большинство коллекционеров и галеристов позитивно отозвалось об этом выпуске, отмечая большой наплыв иностранных гостей, включая коллекционеров из Азии и США, а также разнообразную программу и новые имена. Специально для DEL’ARTE Magazine об Art Basel 2023 рассказывает Александра Загребельная, присутствовавшая на открытии ярмарки.
Art Basel, одно из главных мировых событий в сфере современного искусства, в очередной раз прошло с полным успехом, поразив любителей искусства, коллекционеров и профессионалов отрасли со всего мира. Эта престижная художественная ярмарка, ежегодно проводимая в Базеле (Швейцария), снова послужила динамичной платформой для демонстрации выдающихся талантов, начала содержательных дискуссий и поощрения художественного обмена.
Монументальные работы в разделе Unlimited
Неизменно самой любимой частью выставки для гостей остаётся раздел Unlimited, представленный исключительно монументальными произведениями музейного формата, размеры которых не позволяют удобно разместить их на обычных стендах. Помимо крупномасштабных картин и скульптур, внутри можно найти серии фотографий и проекций, а также посмотреть полноценные перформансы. Это огромное пространство площадью 16 тысяч квадратных метров, где в этом году представлены 76 проектов.
Безусловно, одним из самых обсуждаемых проектов стал античный спортзал “Čiurlionis Gym” (2023) литовского художника Аугустаса Серапинаса. Во время выставки художник вместе с командой друзей активно тягал штанги с античными бюстами и упражнялся в своём импровизированном зале-студии. В своей работе он переосмысляет значение повторений и копирований античных скульптур в процессе художественного обучения и сравнивает эту практику с тренировками в спортзале.
Čiurlionis Gym,Аугустас Серапинас, 2023 © Источник фото: artbasel.com
Также нельзя было пройти мимо комнаты с цветовой инсталляцией венесуэльского художника Карлоса Крус-Диеса: “Environnement Chromointerférent” (1974-2018). Хотя она и была недавно представлена галереей Continua на поп-ап выставке во время Paris+ par Art Basel, в рамках Unlimited она будто приобрела дополнительное значение. Только представьте, в комнате, наполненной стробоскопическим светом, имитирующим известный оп-арт художника, парят белые надувные шары, которые можно подбрасывать в воздух. Всё это напоминает детскую игру, в которой посетители пытаются не дать мячу упасть на землю. Работой можно восхищаться и более серьёзно, как выразительным исследованием цвета, дестабилизирующим любые представления об оттенках и тональности, которые возникают у человека.
Environnement Chromointerférent, Карлос Крус-Диес, 1974-2018 © Источник фото: artbasel.com
Если говорить об исторических работах, стоит отметить проект, объединивший десять копий оригинальных фотографий, которые Ричард Аведон сделал для своей выставки «На американском Западе» в Музее Амона Картера в Техасе между 1979-1984 годами.
На американском Западе, Ричард Аведон, 1979-1984 © Источник фото: artbasel.com
Нельзя не отметить девятиметровый фриз под названием «Мемориал II» (триптих), на котором венская художница Марта Юнгвирт изображает животных, погибающих в результате стихийных бедствий, и “PsycoBarn” Корнелии Паркер, где художница искажает и портит одну из своих предыдущих работ, в которой она, используя плитку и красный кирпич сарая, воссоздала культовый особняк из фильма «Психо» в больших размерах, чтобы соответствовать огромным масштабам площадки Unlimited. Приятно было увидеть и работу боснийской художницы Сельмы Сельман, которая стала заметна ещё в прошлому году на выставке documenta в Касселе (Германия), с тех пор её работы были представлены на многих арт ярмарках, включая ARCO в Мадриде и теперь ещё и на Art Basel. Иронизируя над своими цыганскими корнями, Сельма использует запчасти от машин вместо холста. На этот раз она представила крупномасштабную работу, напоминающую алтарь, на котором органичные, нежные формы, напоминающие гибридные, сверхъестественные человеческие тела с удлинёнными паучьими конечностями, сливаются друг с другом, создавая тревожный контраст между мягкостью форм и холодными металлическими частями автомобиля.
Painting on Metal – Mercedes-Benz, Сельма Сельман, 2023 © Фото: Дарья Чертоляс
Основная выставка и успешные продажи
В этом году основная программа Art Basel приняла 284 галерей из 36 стран, 21 галерея участвовала в выставке впервые, а если учесть, что на ярмарку становится всё сложнее попасть, это очень весомый аргумент для их настоящих и будущих клиентов-коллекционеров, которых можно назвать настоящими счастливчиками.
Поскольку ярмарка в этом году проходила на сложном экономическом фоне, а сам арт-рынок немного стих, за продажами на этой неделе пристально следили как арт-дилеры, так и коллекционеры. Множество внушительных продаж в день открытия принесли некоторое облегчение: ряд первоклассных работ на первичном и вторичном рынках продались за семи- и даже восьмизначные суммы. Некоторые дилеры, однако, отметили, что несмотря на больший поток посетителей в этом году, он не всегда приводил к покупкам с той же скоростью, что в предыдущие годы.
Стенд галлереи Perrotin © Фото: Дарья Чертоляс
Впрочем, среди тех галерей, что сразу же заручились удачными продажами, опять всё те же имена. У Hauser & Wirth был особенно хороший день предоткрытия выставки, о чём свидетельствует не только продажа скульптуры паука Луиз Буржуа за 22,5 млн долларов, но и большое количество других, включая, помимо прочего: “Four Heads” (1975) Филипа Гастона для 9,5 млн долларов; “Figures in a Garden” (2009) Джорджа Кондо за 5,5 млн долларов; “2000 Acres Listed” (2023) Марка Брэдфорда за 3,5 млн долларов; и произведение из бронзы, шёлка, шерсти и волокна за 1,3 млн долларов работы Барбары Чейз-Рибо, уважаемого скульптора, о представлении которой галерея как раз объявила на прошлой неделе.
В верхнем сегменте рынка несколько других галерей также сообщили о семизначных продажах. Галерея Di Donna продала картину Пауля Клее примерно за 3–4 млн долларов, а бельгийцы Xavier Hufkens продала стеклянную скульптуру Рони Хорн, состоящую из двух частей, примерно за 2,5 млн долларов, а важную тканевую скульптуру Буржуа – за 2-2,5 млн долларов.
Многие отметили, что в этом году, наконец, можно было увидеть более «свежие» имена на стендах. Всё меньше Лучо Фонтаны и Джеффа Кунса и всё больше экспериментальных работ, инсталляций и фотографии.