После отмен и переносов в швейцарском городе Базель открылись сразу четыре арт-ярмарки: Art Basel, LISTE и JUNE впервые проходят под одной крышей – в экспоцентре Мессе, а в обновленном зале для скалолазания ELYS Boulderloft представлена VOLTA. Специально для DEL’ARTE Magazine ярмарки посетила Александра Загребельная: в обзоре она рассказывает о привычном и нововведениях, о галереях из России и Грузии и о самой дорогой работе этого сезона.
ART BASEL
20 сентября международные представители арт-коммьюнити съехались в Базель (многие приехали из Цюриха, в котором накануне прошел Art Weekend). Если бы не обязательное ношение масок, могло показаться, что все вернулось в привычную реальность: коллекционеры торопились среди первых зайти в выставочные залы, чтоб не упустить покупку важных арт-объектов, представители галерей оживленно беседовали и приветствовали друг друга. На открытии выставки работ музейного масштаба UNLIMITED директор ярмарки Марк Шпиглер лично приветствовал гостей и пожимал руки галеристам и коллекционерам.
Привычный ритм держался и в плане совершенных сделок: многие мега-галереи заявили о крупных продажах уже в первый день ярмарки: так Hauser & Wirth продал картину The Poet (1975) Филиппа Густона за $6.5 млн, а французская галерея Thaddaeus Ropac продала Европейскому Музею крупномасштабную работу Роберта Раушенберга за $4.5 млн (отчет The Art Newspaper).
Арт Базель по праву считается одной из самых важных мировых арт-ярмарок. Они были первыми, кому пришлось уйти в онлайн и предложить Online Viewing Room (Art Basel Hong Kong в марте 2019-го). Они усиленно продолжают пользоваться онлайн-технологиями и сейчас (онлайн-версию ярмарки можно посетить на их сайте). Директор ярмарки Шпиглер не стал скрывать, что многие из американских и азиатских коллекционеров не смогли приехать в этом году. Для них и не только Арт Базель развернул крупную кампанию в социальных сетях, призванную хоть частично передать атмосферу мероприятия. Так, например, можно поучаствовать в настоящей виртуальной прогулке по стендам арт-ярмарки.
Помимо этого, организаторы приложили все усилия, чтобы офлайн-версия ярмарки состоялась, а галереи и коллекционеры (хотя бы часть) все-таки приехали в Базель. Чтобы поддержать индустрию, они создали «фонд солидарности» в $1.6 млн в помощь тем галереям, которые не смогут продать достаточно работ на ярмарке, и обещали оплатить галеристам «карантинные отели» в случае необходимости и ужесточения мер. Благодаря этому в выставке этого года смогли принять участие 272 галереи из 33 стран мира. На пресс-конференции Шпиглер заявил, что как никто другой понимает, что в это трудное время, когда часть экспозиционных площадок закрылась и проходит меньше музейных показов, галереям, которые несут важную миссию помощи художникам, самим нужна поддержка.
Что касается арт-программы ярмарки, на стендах, как всегда, можно увидеть работы общепризнанных мастеров Дэвида Хокни, Микеланджело Пистолетто, Урса Фишера и Лор Пруво в секциях Galleries, Feature и Unlimited. Одна из изюминок шоу и самая дорогая работа ($ 40 млн) – Hardware Store (1983) Жана-Мишеля Баскии, с момента создания побывавшая лишь в одной коллекции и представленная нью-йоркской галереей Van de Weghe.
Для того чтобы открыть для себя новые имена и познакомиться с творчеством более молодых художников, достаточно посетить секцию Statements: там особенно выделяются скульптурные работы Роз Бин Симпсон на стенде американской галереи Jessica Silverman, а также презентация Ханы Милетич от галереи LambdaLambdaLambda из Приштины, Косово.
В плане оформления стендов в этом году отличилась французская галерея Perrotin (та самая, что на последнем «доковидном» выпуске Art Basel Miami Beach в 2019 году представила работу Маурицио Каттелана Comedian, она же банан, приклеенный скотчем к стене). В этот раз они тоже выставили работу художника – чучела голубей (а точнее, инсталляцию Tourists, ранее представленную в павильоне Италии на Венецианской Биеннале 1997 года), которые важно восседали на верхушке стенда, на скульптурах и даже на табличке с названием галереи. Если присмотреться, этих же голубей можно увидеть и на стендах MASSIMODECARLO и Marian Goodman Gallery, все они представляют художника и решили совместно организовать его выставку, разделенную между пространствами стендов трех галерей, расположенных в разных частях зала Мессе.
LISTE
Из всем привычного здания бывшей пивоварни Werkraum Warteck pp в этом году выставка LISTE впервые переместилась в холл 1.1 выставочного зала Мессе, по соседству с Swiss Art Awards и залами Art Basel.
И хотя за счет смены локации выпуск этого года немного потерял свою изюминку/идентичность, организаторы постарались создать уникальный дисплей и в новых условиях: круговое расположение стендов (проект бельгийских архитекторов из OFFICE Kersten Geers David Van Severen i.c.w. Richard Venlet) дополнили новинкой этого года – площадкой со скульптурами (Sculpture Piazza). Всего в этому году в выставке участвует 81 галерея из 33 стран, 21 галерея присоединилась к этой выставке впервые.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Среди них и российская галерея Fragment, которая сразу же ярко заявила о себе персональной выставкой американской художницы Патрисии Айрес. Она представила свои антропоморфные тотемные скульптуры, выполненные из полос ткани, обернутых вокруг поролона. Этот сезон выдался для галереи активным: помимо арт-ярмарки в Базеле, они также участвовали в ярмарках Cosmoscow и blazar, а на октябрь запланировали открытие постоянного филиала в Нью-Йорке.
Fragment – не единственный участник из России, московская галерея Osnova представила на выставке очень смелый и необычный проект – интерактивную настольную игру художника Кирилла Савченкова.
Обе галереи заручились поддержкой патронов ярмарки, Friends of Liste, за превосходные выставочные проекты.
JUNE
Еще более молодая и прогрессивная арт-ярмарка JUNE, которая предыдущие два раза проходила в цементном бункере/выставочном пространстве, спроектированном Herzog & de Meuron, в этом году тоже открылась в выставочном холле Мессе, чем, безусловно привлекла к себе абсолютно новую публику и укрепила видимость на арт-сцене.
Не отступая от своей идеи, эта ярмарка – независимый арт проект, придуманный галереями VI, VII (Осло) и Christian Andersen (Копенгаген), который продвигает молодых и недостаточно представленных художников, открывая им путь в арт-коммьюнити.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Участников из России в этом году на выставке нет, но зато там представлен проект галереи из Грузии – Artbeat. Их стенд демонстрирует ретроспективу работ художников Ники Кутателадзе и Мамуки Джапаридзе в новом формате, создавая уникальную связь между историческим наследием и современным искусством.
Выставки Art Basel, LISTE и JUNE проходили в Базеле с 20 по 26 сентября.