В начале декабря любители искусства, культуры и, что уж таить, хороших вечеринок традиционно собрались в Майами, где прошла 21-я арт-ярмарка Art Basel Miami Beach, с размахом отметив своё американское «совершеннолетие». Одновременно с ней в городе прошло больше 10 ярмарок-сателлитов, открытия долгожданных выставок в музеях, концерты и презентации от звёзд мировой величины. Всё самое интересное — в этой подборке.
Art Basel Miami Beach
В этом году на выставке было представлено 277 галерей: немного меньше, чем в предыдущем, но с двадцатью пятью новыми участниками из Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Паулу, Монреаля, Варшавы, Каира и Мехико. Под чутким руководством нового арт-директора Арт Базеля, Винченцо де Беллиса, план выставки в этом году слегка изменился и представил более чёткое разделение на основные секции: Galleries, Meridians, Survey, Positions, Nova и Kabinett. Это положительно оценили как посетители, так и галереи-участники.
Под стать глянцевому и яркому городу Майами галереи традиционно представляют здесь более броские и смелые проекты. Несомненно, в этом году выделился стенд галереи Pace, чередующий абстрактные картины Томаса Нозковски, бронзовые скульптуры Линды Бенглис, вдохновлённые воспоминаниями из детства, когда она училась вязать крючком вместе с любимой бабушкой, а также яркие коллажи Хэнка Уиллиса Томаса, американского концептуалиста, работающего с темами идентичности и афроамериканской культуры.
Lynda Benglis, QT © Art Basel
Hank Willis Thomas, The Verve of Calypso © Art Basel
Поддерживая тематику ярких красок, немецкая галерея Esther Schipper представила воздушную инсталляцию из «Часов» швейцарца Уго Рондиноне. Этот художник давно и горячо любим публикой Майами. Его большая инсталляция представлена в доме коллекционеров de la Cruz (который эксклюзивно открывают для ряда приглашённых гостей во время арт-недели в Майами), а его скульптура Miami Mountain возвышается перед музеем The Bass, недалеко от экспоцентра, где проходит Art Basel.
Esther Schipper gallery booth with artworks by Ugo Rondinone © Art Basel
Стенд канадской галереи Bradley Ertaskiran, пожалуй, самый запоминающийся в секции персональных выставок Positions. Произведение Final Fantasy (2023) от суданско-канадской художницы Аззы Эль Сиддик, вдохновлённое древнеегипетской и суданской культурой, напоминает гробницу, охраняемую двумя бетонными скульптурами доберманов в позе сфинкса. В центре инсталляции — большая квадратная стальная конструкция с платформой над чашей, в которой находятся необожжённые глиняные сосуды, постепенно меняющиеся под воздействием воды из фонтана. Прямо над ним — биржевой тикер, переводящий древнеегипетский погребальный текст «Книга мёртвых». Главная идея художницы — продемонстрировать параллель между контролем, религией и утратой в современном обществе.
Hauser & Wirth представили новую художницу галереи — Уман. Её картины — это настоящие взрывы цвета, полные геометрических орнаментов, исследующие физический и метафизический мир. Всматриваясь в её работы, замечаешь всё больше деталей: круги, будто гоняющиеся друг за другом, линии, запутанные на холсте, словно нити. По словам художницы, эти работы, выполненные с использованием масляных красок, акрила и коллажа, напоминают о её счастливом детстве в Африке и об обучении арабской каллиграфии. Примечательно, что одну из картин художницы продали за $90 тыс. в первый же час VIP-открытия. На стенде её сразу заменили разноцветной работой Кэтрин Гудман.
Что касается более крупных продаж, галерея и здесь побила все рекорды, продав своё самое дорогое произведение в первые часы открытия ярмарки: Painter at Night Филипа Гастона нашло нового владельца за $20 млн. Среди продаж галереи можно также отметить произведение Smiling Aristocrat («Улыбающийся аристократ») Джорджа Кондо 2023 года, проданное за $2,35 млн, и картину Bacchanalia («Вакханалия») молодой художницы Флоры Юхнович — за £320 тыс.
Продолжая тему продаж, стоит упомянуть галерею David Zwirner. Хотя в прошлом июне галерея заявила прессе, что больше не будет делиться информацией о продажах и ценах, она, должно быть, передумала и в первый же день предоткрытия с радостью сообщила о них: The Schoolboys (1986–1987) Марлен Дюма по рекордной цене в $9 млн, двух Net paintings Яёи Кусама за $3 млн и $3,2 млн, трёх картинах Роберта Раймана от $2 млн до $3 млн, работе Элис Нил за $2 млн, Ноа Дэвиса за $1,6 млн и Элизабет Пейтон за $1,3 млн.
Среди других важных продаж — работа из серии Response Ли Уфана за $900 тыс. (галерея Mennour), а также, картина Трейси Эмин за $1,2 млн и картина Николаса Парти за $520 тыс., бельгийской галереи Xavier Hufkens, два произведения Георга Базелица за $1,5 млн и $1,2 млн у галереи Thaddaeus Ropac, а также работа Эмилио Ведова за $850 тыс.
В секции Positions все новые работы Esaí Alfredo (от $11 тыс. до $35 тыс.) от галереи Spinello Projects из Майами были распроданы в течение чуть более часа, что также привлекло интерес к их работе, представленной в разделе Meridians: большая скульптура Реджинальда О’Нила The Cellist была приобретена в четверг El Espacio 23, учреждением, основанным крупным коллекционером Хорхе М. Пересом.
Помимо внушительных продаж, эта арт-ярмарка, как всегда, отличилась и внушительным списком VIP-гостей: во время превью в коридорах выставки можно было встретить Леонардо Ди Каприо, Роберта Де Ниро и даже Шакиру. Последняя, по слухам, заинтересовалась коллажем High Priestess художницы Микалейн Томас, но тот оказался уже проданным за $500 тыс.
Untitled Art
Несмотря на всю масштабность Art Basel Miami Beach, моей любимой арт-ярмаркой декабрьского сезона несомненно является Untitled. Шатёр, расположенный прямо на пляже в South Beach, отлично передаёт расслабленную атмосферу города, а также может похвастаться прекрасным видом. Помимо этого, именно на этой ярмарке можно найти интересные работы среднего ценового сегмента.
Среди 163 стендов многие представили групповые выставки, акцентируя внимание на важности диалога между художниками. Такой подход предоставил возможность посетителям ознакомиться с работами как начинающих, так и уже утвердившихся художников галерей, отметив подобия и общее вдохновение в их работах.
Badr El Jundi Gallery © Art Basel
Отличный пример — стенд мадридской галереи Badr El Jundi, представившей яркие и игривые абстрактные картины художника Ивана Форкадела в диалоге с распечатанными на 3D-принтере скульптурами молодой художницы Лолы Зайодо. Для своих работ художница cначала фотографирует впечатлившие её пейзажи Испании, обрабатывает их и с помощью специальной программы переносит на свои скульптуры, создавая уникальные орнаменты.
По соседству с ними — широко отмеченный критиками стенд миланской галереи Wizard с персональной выставкой кубинского художника Дианго Эрнандеса. Четыре крупномасштабных полотна художника в разработанном им стиле Olaismo (волны) дополнены мраморной скульптурой-волной. Хотя изначально художник в своих работах вдохновлялся родной Кубой, этот мотив как нельзя лучше сочетался с морскими видами с террасы Untitled.
Wizard gallery: Diango Hernandez © Art Basel
Выделяясь среди преимущественно ярких и красочных работ, представленных на ярмарке, монотонная инсталляция Аны Терезы Барбоза и Рафаэля Фрейре на стенде галереи Nunu Fine Art неизбежно привлекает внимание. Названная «Тропическая станция: Общее жилище», презентация является продолжением экспериментального прототипа жилья в Перу, созданного этой парой художников ещё в 2019 году. После проведённых в этой стране четырёх лет художники решили интегрировать в выставку природные материалы и традиционные строительные техники коренных народов для создания экологичного пространства для жизни. На стенде ярмарки представлены структурные элементы их экологичного жилища, такие как бамбуковые колонны и глиняные стены, а также видеоролик о повседневной жизни художников.
NADA (New Art Dealers Alliance)
За ещё более экспериментальными работами и знакомствами с совсем молодыми галереями придётся переместиться с курортного Miami Beach в Downtown Miami на арт-ярмарку NADA.
NADA © Art Basel
NADA © Art Basel
NADA © Art Basel
Новый альянс арт-дилеров (NADA), некоммерческая организация, управляющая ярмаркой, в этом году собрал более 150 галерей, почти три десятка из которых впервые участвуют в арт-ярмарке в принципе. Хотя часто арт-ярмарки обвиняют в элитарности и закрытости, это точно не относится к NADA. Полные молодого энтузиазма галеристы и художники знакомятся с посетителями и друг с другом, отдыхают на лужайке с мебелью — арт-объектами и стараются завязать нужные контакты в арт-мире.
Несмотря на доминирование новых молодых галерей, посещение данной выставки уже давно стало важным пунктом для крупных коллекционеров и институций. Более того, на эту ярмарку приходят и работники галерей-участников Art Basel Miami Beach, чтобы вовремя распознать (и, возможно, переманить) молодые таланты.