Возрожденная художественная ярмарка «АРТ МОСКВА» 13 апреля 2022 года открыла двери масштабной экспозицией классического, современного и ювелирного искусства с участием значимых представителей российского арт-рынка, более 100 галерей и 30 всемирно известных ювелирных домов. Также в рамках проекта прошли профессиональные дискуссии, посвященные прошлому и будущему индустрии арт-продаж. Подробнее о прошедшей ярмарке в репортаже Фаины Земской.
Вероятно, было совсем непросто собрать столько представителей арт-индустрии под одной крышей впервые с 2013 года. Именно тогда состоялось последнее событие долгого периода существования ярмарки на российской сцене. Мероприятие было предтечей современных арт-ярмарок и с 1996 года ежегодно собирало ценителей искусства в здании ЦДХ.
Оптимизм и пессимизм профессиональной индустрии
Прогуливаясь по рядам галерей, довольно часто можно было услышать «…да, сегодня это невозможно сделать…», «…сегодня это сложно, но…»: речь шла, конечно, о повестке настоящего времени и совсем непростого периода для арт-рынка России. В рамках делового форума «АРТ МОСКВА», прошедшего 13 апреля в Клубе Экспо-парка в Гостином дворе, состоялось несколько дискуссий, посвященных современным проблемам профессиональной индустрии. Настроения и мнения участников о развитии рынка были диаметрально разными, возможно, потому, что темы обсуждений как бы поделили арт-мир на «старый» и «новый».
К дискуссии «New Focus: проблемы и перспективы развития российского арт-рынка в период кризиса» пригласили представителей в основном галерейного бизнеса и арт-менеджмента: Василия Бычкова (основателя ярмарки «АРТ МОСКВА»), Полину Аскери (основателя Askeri Gallery), Наталью Григорьеву-Литвинскую (директора Галереи Люмьер) и других. В рамках общения участники говорили о непреодолимых сложностях дальнейшего развития арт-рынка в России не только из-за неминуемого отставания и изоляции от мирового оборота произведений искусства, но и о проблемах ограниченности ресурсов и разрозненности участников бизнеса. Со слов Полины Аскери, галеристы в России часто отказываются от открытого обмена информацией об арт-объектах, не хотят объединяться и помогать друг другу. Слова галериста подтверждает факт отсутствия вменяемой аналитики по объему рынка и информации об участниках и их обороте, невозможность работы крупных специализированных самостоятельных маркетплейсов, закрытый доступ к покупке искусства где-либо, за исключением небольшого количества галерей в крупных городах, нескольких ежегодных ярмарок и их web-витрин. В таких условиях развиваться, конечно, сложно, но, возможно, теперь найдутся предпосылки к созданию совершенно новых моделей бизнеса.
Полина Аскери на стенде Askeri Gallery. Фото предоставлено автором
В то же время настроения неизбежного развития, атмосфера открытости и оптимизма царили в рамках другой дискуссии, посвященной рынку современного цифрового искусства «NFT: есть ли жизнь после хайпа?». Участниками разговора стали эксперты в сфере технологий блокчейна и цифровые художники: Екатерина Чаркина (журналист, общественный деятель, основатель и генеральный директор фонда поддержки проекта в сфере современного искусства «ArtVisioner»), Кирилл Кудрявцев (сооснователь арт-группы Instigators, инвестор, криптоэнтузиаст), Юрий Синозацкий (куратор Disartive NFT ART FAIR, NFT-Expo World of WEB3 Summit) и другие. Говорили о возможностях монетизации искусства, которые блокчейн дает художникам, расширяя тем самым рынок, о независимости платежных криптоактивов, о проблемах неполноценной защиты авторских прав выпущенных токенов из-за их некрепкой связи с файлами самих произведений авторов, а также об излишнем хайпе вокруг темы NFT. Тема остается интересной для многих художников, т.к. исходя из результатов простого голосования, предложенного модератором дискуссии, большинство присутствующих составляли авторы и всего лишь несколько являлись действующими коллекционерами. Очевидно, что предложение будет расти, а продолжит ли развиваться рынок – увидим.
«Старый» и «новый» арт-мир
Кураторы выставочного пространства символично разделили его на две большие не уступающие друг другу по размеру зоны классического и современного искусства, между ними проходила большая ювелирная улица. Такое разделение на «старый» и «новый» арт-мир поддерживало представления участников дискуссий делового форума о развитии рынка и демонстрировало общий ландшафт. Классическое искусство представили более 40 ведущих антикварных галерей России и частных коллекций, среди которых Suslov Fine Arts, галереи «Петербург», «Элизиум», «Искусство Востока», антикварный салон «На Кутузовском проспекте, 22–24», «Альтруист» и многие другие. На стендах участников демонстрировалась живопись и графика Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского, Михаила Нестерова, Исаака Левитана, Петра Кончаловского, Давида Бурлюка, Николая Суетина, Александры Экстер, Василия Кандинского и других известных художников. На стенде галереи Inna Khegay Gallery посетителям показали уникальный экспонат – картину «Спаситель» В.Е. Маковского, написанную в 1890 году по заказу императора Александра III и его жены Марии Федоровны.
Стенд галереи ARTinvestment.RU «21-й век». Фото предоставлено автором
Ксилография В. Кандинского на стенде ярмарки. Фото предоставлено автором
В разделе «Современное искусство» участвовали более 30 ведущих российских галерей, включая HERITAGE Gallery, галерею «Триумф», галерею «ХАНХАЛАЕВ», «Файн Арт», Галерею Люмьер, «Восточную галерею», ASKERI GALLERY, «Е.К.АртБюро», Pogodina Gallery, 11.12 Gallery, Atelier CHOUTKO, галерею ЛУЧ, «Ковчег», ARTSTORY, галерею Гридчинхолл и другие.
На двух стендах Крокин Галерея представила персональный проект московской художницы Екатерины Злой, более известной в области театральных постановок и кинематографа; серию не совсем обычных для художника Константина Батынкова московских пейзажей; произведения других известных московских авторов: цифровые работы Платона Инфанте, работы Александра Мареева (Лим), Кирилла Рубцова, Андрея Хрещатова, Дмитрия Грина и Алексея Дьякова.
Стенд Крокин Галереи. Фото предоставлено автором
Константин Батынков на стенде Крокин Галереи. Пейзажи. Фото предоставлено автором
Гридчинхолл – загородная галерея со студией-мастерской. На своем стенде галеристы представили работы художницы Аси Феоктистовой и российского живописца, представителя наивного искусства Олега Хвостова. Природа рядом с галереей так сильно вдохновила художника во время его годичного пребывания в Подмосковье во время арт-резиденции, что пейзажи стали центральной темой его творчества.
Стенд галереи Гридчинхолл. Фото предоставлено автором
Пейзажи Олега Хвостова на стенде Гридчинхолл. Фото предоставлено автором
Художник Егор Остров выставлялся галереей a-s-t-r-a. При создании своих работ он часто обращается к старым мастерам, и чтобы считать образ с его произведения, зрителю потребуется некая доля насмотренности. Классические сюжеты автор сочетает с техникой, в основе которой лежит создание линейных растровых изображений. Произведения рождаются при помощи компьютерных технологий, тем самым знакомые сюжеты и лица обретают статус нового искусства. Художник с 90-х годов XX века является участников многих выставок музейных и галерейных институций в России и за рубежом.
Работы Егора Острова на стенде галереи a-s-t-r-a. Фото предоставлено автором
Мероприятие «АРТ МОСКВА» получилось в стиле ведущих арт-ярмарок мира. Благодаря объединению современного и классического искусства организаторам удалось показать общий ландшафт рынка и стать символичным мостиком между прошлым и будущим. За время продолжительного перерыва в работе ярмарки в Москве, конечно, появилось немало полезных событий, представляющих многие возможности для демонстрации современного арта, в том числе ярмарка «Российский Антикварный Салон», но все же привычной «АРТ МОСКВЫ» не хватало.