На территории ЦСИ «Винзавод» и в его окрестностях стартовала IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». В основном проекте участвует более сорока художников со всего мира. Евгений Наумов специально для DEL’ARTE Magazine подготовил материал о понимании стрит-арта и его роли в восприятии городской среды.
IHAR «Я желаю всем счастья», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Девиз биеннале уличного искусства «Артмосфера» в этом году: «Партнерство — коллективность — утопия» — прекрасно характеризует образ существования независимых групп и отдельных уличных художников, а также их взаимоотношение с публичным пространством. Город — это место совместного обитания миллионов индивидуальностей, которые тем не менее вынуждены сотрудничать. Здесь есть своя роль и у создателей искусства — они делают город видимым, существующим: заставляют прохожих обращать внимание на бетонные заборы, унылые брандмауэры, постоянно забитые водосточные трубы или уродливые кондиционеры.
Амаро Абрё «Птицы», 2023; Ирина Корина «Каскад», 2018 (с правой стороны) © Фото: Евгений Наумов
Подобно древним философам-киникам, стрит-артисты нарушают определённые общественные конвенции для того, чтобы указать на их существование, сделать общественный договор осязаемым. Более того, для большинства таких художников улица становится первой, а иногда и единственной галереей, в которой они могут представить свои работы на суд зрителя. Так уличное искусство опровергает идею особой полусакральной сферы высокой культуры. Уничтожить понятие искусства, сделав искусством саму жизнь, — это ли не самая прекрасная утопия?
Саша Фролова «Единение», 2023; Катика «Трубы в тепле» 2023 (сверху) © Фото: Евгений Наумов
Экспозиция «Артмоссферы» расположилась в основном на территории «Винзавода», и все входящие в неё работы находятся под открытым небом. Это муралы и наклеенные на стену принты, интерактивные и динамические конструкции, отдельно стоящие и сайт-специфичные объекты, звуковые инсталляции. Многие произведения декоративны и притягивают взгляд посетителей своими яркими формами и образами. Таковы, например, светящаяся скульптура Саши Фроловой (Москва) или чудные длинношеие птицы Амаро Абрё (Порту-Алегри, Бразилия).
Маша Смородина «Мурмурация», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Другие образцы уличного искусства спрятаны в неочевидных местах. Например, работа «Трубы в тепле» Катики (Москва) представляет собой вязанные накидки для труб одного из корпусов «Винзавода». Подобное искусство, созданное по случаю для конкретного места, не может существовать в отрыве от него и по истечению времени будет просто уничтожено. Это обратная сторона большинства образцов уличного искусства — чаще всего его нельзя воспринимать отдельно от контекста окружающего пространства, иначе это будет новое произведение, обладающее собственными уникальными формами и смыслами.
Анастасия Литвинова «Дом-призрак», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Работа Анастасии Литвиновой (Москва), размещённая на внешней стене одного из корпусов, подчёркивает конструктивные следы снесённой некогда пристройки. Художница не только делает видимыми и понятными даже неподготовленному зрителю остатки стен и перекрытий, которые в обычной городской среде можно принять за странный декор. Она также возвращает в утраченное здание призрачную жизнь, разместив в нишах бледные силуэты мебели.
Маттео Черетто Кастельяно «krysha», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Помещая арт-объекты в неочевидные и маргинальные пространства, художники и кураторы биеннале вынуждают зрителя быть более внимательным, чтобы не пропустить случайно нечто интересное. Это не экспозиция в белом кубе, где все произведения очевидны и даны такими, какие они есть. Уличное искусство часто прячется в городской среде, и для его обнаружения нужно заглядывать в подворотню, задирать голову повыше и присматриваться к мелочам. На непривычной для зрителя, но обычной для стрит-артиста высоте спряталась работа Маттео Черетто Кастельяно (Турин, Италия) «krysha», а инсталляция Анны Тараровой (Москва) вплетена в обрезанные кроны тополей у входа на летнюю веранду одного из местных ресторанов.
Тлён. Граффити © Фото: Евгений Наумов
Если зрители будут внимательны, то они смогут найти стрит-арт сверх основной программы «Артмоссферы», контрабандой пронесённый художниками в открытое выставочное пространство. Например, злая желтая рожица на камне оставлена Тлёном.
Слава ПТРК «Ninja Graffiti», 2021 (Электродная ул., д. 2Б) © Фото: Евгений Наумов
Часть произведений, участвующих в биеннале, размещена неподалёку от «Винзавода». Прежде всего это «Галерея НЕТСТЕН», вот уже целый год украшающая ограждения железнодорожных путей Курского вокзала. Кроме того, в программу «Артмоссферы» добавлены муралы и объекты на территории Artplay. Так организаторы включают в программу наследие признанных уличных художников, ведь их искусство всегда остаётся в городе, но мало кто из прохожих обращает внимание на трансформаторные будки, расписанные Славой ПТРК (Екатеринбург) или Кириллом Кто (Зеленоград).
Сидъ «В эпоху, когда десять заповедей…», 2023; ХРОМЕ «Оттенки серого», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Фланируя по Сыромятническим переулкам, посетители биеннале невольно будут приглядываться к каждому граффити, ведь по соседству с огромным куском XPOME (София, Болгария) расположилась каллиграфия постоянного гостя стен «Винзавода», художника под псевдонимом Сидъ (Москва). Центр современного искусства притягивает к себе множество уличных творцов, а его администрация не спешит закрашивать особенно удачные плоды их творчества. Есть надежда, что прогулки по такой стихийной галерее под открытым небом помогут жителям и гостям Москвы научиться видеть эстетику и понимать концептуальность надписей на заборах.
Zoika (Новые городские художники) «Современное искусство как его понять?», 2023 © Фото: Евгений Наумов
Кому кажется затруднительной самостоятельная интерпретация произведений биеннале уличного искусства, те могут по совету Zoika (Санкт-Петербург) воспользоваться аудиогидом. Zoika, кстати, не пародирует корявый почерк только учащегося писать ребенка, она действительно не умеет читать. Художница использует окружающий её текстовый материал как источник вдохновения, но о содержании его вряд ли может догадаться самостоятельно. Сама она живет в интернате, а также входит в сообщество «Новые городские художники», объединившее стрит-артистов, наивных художников и талантливых самоучек.
Александр Морозов «Шёпот», 2022 © Фото: Евгений Наумов
Стрит-арт — это периферия большого мира искусства, бессознательное общества, куда то вытеснило всё неудобное, нелицеприятное, бунтующее. Оно прорывается наружу так же, как человеческое бессознательное прорывается через оговорки и сновидения, неврозы и девиации. В предыдущие эпохи шлюзом, позволяющим снизить давление общественного напряжения, выступали карнавалы и книжные маргиналии, сегодня учёные-медиевисты исследуют рисунки на полях средневековых манускриптов для того, чтобы узнать, чем же на самом деле жило общество, создавшее их.
Вид выставки «Бестиарий» © Фото: Евгений Наумов
Недалеко от «Винзавода», в Зверевском центре современного искусства прошла выставка параллельной программы биеннале уличного искусства. Куратор проекта «Бестиарий» некая Ада сравнивает персонажей, созданных стрит-артистами, с мифическими животными, населявшими маргинальные области средневековой культуры: заставки и буквицы манускриптов, малую храмовую скульптуру, образцы декоративного искусства. Для уличных художников их персонажи часто становятся аватарами, учитывая, что многие из них вынуждены скрывать свою личность. И хотя многие средневековые авторы фантасмагорических чудовищ также были анонимными, вряд ли они столь же тесно ассоциировали себя со своими созданиями. Так ментальная нить отдельно взятой творческой личности вплетается в рисунок необозримого гобелена общественного бессознательного.
All City Pigeon «Купите худи», 2023 (на выставке «Бестиарий»); Стикер All City Pigeon на обороте знака дорожного движения © Фото: Евгений Наумов
Уличное искусство свободно от конвенций, оно не пытается быть красивым, актуальным, наполненным смыслом. Хотя произведение стрит-арта может и обладать особой эстетикой, и содержать в себе ответ на текущие события, и иметь концептуальную глубину, если художник сам этого захочет. Но он может с тем же успехом оставить на стене уродливую бестолковую кракозябру только потому, что ему так захотелось. Он не собирается завоёвывать симпатию зрителя, и это основное его отличие от успешного автора из коммерческой галереи. Он стремится быть независимым и искренним. Он помещает свои послания в тех местах, которые культура оставила свободными, и для того, чтобы насладиться ими, не нужно отстаивать очереди на входе в душные галереи. Чтобы увидеть стрит-арт, достаточно отнестись к городу со вниманием, быть здесь и сейчас. Если принадлежащее народу искусство существует, то это уличное искусство.