В арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области в конце июля состоялся ежегодный Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние-2023». Вдохновившись зыбкими состояниями современного мира, организаторы обратились к иррациональным мыслям художников и предложили тему «Игра в предсказания». Ольга Проходцева специально для DEL’ARTE Magazine посетила место известного творческого стояния и собрала фоторепортаж о самом интересном.
Лекторий
Лекторий. «Чувство будущего» с Николаем Полисским и Ириной Кориной. © Фото: Ольга Проходцева
Программу лектория открыли дискуссией «Чувство будущего», где художники Николай Полисский и Ирина Корина позитивно размышляли о духе времени и даре предсказаний. В окончании основатель фестиваля Полисский сделал заключение о настоящем и будущем арт-сообщества в России: «Надо утолщать слой культуры. У нас очень мало всего. Мало хороших художников. Их должно быть больше. Кто-то говорит, что культура — это неважно, но такая точка зрения может негативно отразиться на всем нашем сообществе. Я считаю, культуры должно быть много, ее толстый слой должен быть «размазан» по всем нам».
Перформансы и спектакли
Фрагмент перформанса-открытия «Павильона заблуждений». © Фото: Ольга Проходцева
Фрагмент перформанса-открытия «Павильона предсказаний». Гадание на зеркалах. © Фото: Ольга Проходцева
Фрагмент спектакля «Сон Татьяны. Галание. © Фото: Ольга Проходцева
Артисты театра «Пух и прах» приняли участие в большей части программы фестиваля. В сотрудничестве с хореографом Ольгой Цветковой и композитором Антоном Светличным поставлены перформансы-открытия арт-объектов и павильонов под общим названием «Что день грядущий мне готовит?». Инсценированные обряды гаданий по особенному открывали для зрителей мысли современных художников и их творческие интерпретации предсказаний.
Сюжеты перформансов логичным образом раскрывали театральную постановку «Сон Татьяны. Галание» режиссера и лауреата театральной премии «Золотая маска» Этель Иошпы. Под ее руководством и в сотрудничестве с театром «Трикстер» и «Москонцертом» актеры «Пух и прах» на лесной сцене играли сегодняшнее прочтение пятой главы пушкинского «Евгения Онегина».
Капсула предсказаний
Капсула, украшенная керамическими изразцами, изготовленными в Никола-Ленивце. © Фото: Ольга Проходцева
Капсула предсказаний. Ячейки для посланий. © Фото: Ольга Проходцева
Новым арт-объектом на территории парка стала подготовленная и захороненная до 2050 года архитектурной мастерской Алексея Козыря «Капсула предсказаний». Подземный объект в виде герметичного контейнера сохранит на ближайшие 27 лет послания гостей фестиваля, оставивших их себе и будущему поколению. Церемония погружения капсулы сопровождалась ритуальным шествием, обрядовым поливанием водой и пением классических плакальщиц в исполнении перформеров.
Программа институциональных кемпов
Встреча черного петуха из леса. Перформативный проект «Если черный петух выйдет из леса» арт-группы «Муха». Галерея «Виктория». © Фото: Сергей Захаров
Прибор для исследования природных процессов. «Изыскания-674» арт-группы НИИ «Собачьих дел». Мультицентр «Контора пароходства». © Фото: Ольга Проходцева
Солнечный калейдоскоп. Институт бизнеса и дизайна B&D. © Фото предоставлено организатором
DEL’ARTE в солнечном калейдоскопе. © Фото: София Шарапова
Пустая трата времени. Галерея «Наковальня». © Фото: Ольга Проходцева
Впервые в истории фестиваля арт-институции показали свои проекты в очень разных медиумах, в том числе объекты сайнс-арта и цифрового искусства. Среди участников: галерея «Виктория» из Самары, мультицентр «Контора пароходства» из Перми, ЦСИ «Сияние» из Апатитов, московские Институт бизнеса и дизайна В&D, галерея «Наковальня», диджитальная платформа Masters Digital и другие.
Музыкальные сцены
Пиродрама. Владимир Горлинский. © Фото предоставлено организатором
Музыкальная часть фестиваля включала семь сцен, три из которых были объединены ароматным лабиринтом из сена, здесь выступления многих артистов можно было послушать еще и в сочетании с ольфакторной инсталляцией. На масленичной поляне парка состоялась премьера композитора и импровизатора Владимира Горлинского «Пиродрама», подготовленная специально для программы «Архстояния». Огненно-звуковое шумовое представление автора, исследующего восприятие звука в пространстве, одномоментно объединило 16 исполнителей на ударных инструментах в похожее на ритуал действо.