До 8 октября в Музее Гуггенхайма в Бильбао проходит ретроспективная выставка Яёи Кусамы. На пресс-конференции по случаю открытия выставки специально для DEL’ARTE Magazine побывала Александра Загребельная, она рассказывает, чем новая экспозиция знаковых работ знаменитой художницы отличается от множества предыдущих.
Долгожданная ретроспектива Яёи Кусамы добралась до Гуггенхайма. После фурора в новом музее M+ в Гонконге (он открылся в ноябре 2021-го), кураторы Дорюн Чонг и Мика Ёситаке выбрали именно Бильбао для представления работ художницы в Европе. Для бильбаоского варианта выставки к ними присоединилась местная куратор Люсия Агирре, которая подчеркнула на пресс-конференции важность этого проекта для понимания метода работы Кусамы, её разноплановости и грандиозности.
Yayoi Kusama. Portrait, 2015. Collection of Amoli Foundation Ltd. © YAYOI KUSAMA
На выставке можно увидеть известные художественные приёмы Кусамы: горошек, тыквы и зеркальные комнаты, а также менее известные серии скульптур и картин, включая 11 новых работ, впервые представленных публике, которые художница создала во время пандемии. Кураторы четыре года трудились над выставкой и провели исследовательский проект, результаты которого послужили основой, в том числе для внушительного каталога.
Образ японки Яёи Кусамы в массмедиа складывается из растиражированных клише: эксцентричная женщина, которая повсюду рисует пятна и выращивает гигантские тыквы на острове. Совсем недавно все писали о её скандальном контракте с Louis Vuitton, где в рекламной кампании фигурировала её огромная копия-робот. Часто упоминается, что она уже долгое время живет в психиатрическом учреждении. Немногие современные художники могут похвастаться таким вниманием прессы, тем не менее, ключевые моменты её художественной карьеры известны в меньшей степени. И именно им на выставке в Бильбао уделено особое внимание. Кураторы решили начать знакомство с творческой личностью Кусамы с 1945 года и провести зрителя до наших дней: около 200 работ, включая скульптуры, инсталляции, живопись, рисунки и архивный материал.
Yayoi Kusama. The Moment of Regeneration, 2004 © YAYOI KUSAMA
Хотя это и не первая крупная ретроспектива художницы (вспомнить хотя бы блокбастер-выставку в Тейт Модерн в 2012 году), на этот раз кураторская идея сфокусирована на художественных приёмах и смыслах, с которыми художница работает на протяжении всей жизни: автопортрет, бесконечность, накопительство, радикальная связность, биокосмическое, смерть и сила жизни. Кураторы соединили тематически работы из разных периодов её творчества. Постоянство в выборе тем – немногое константное в её хаотичной жизни. Она неуклонно возвращается к громоздким “накопительным” скульпторам, ассамблируя различные, часто абсурдные предметы, изучая себя в автопортретах или изображая бесконечность — через зеркала, рисунки и инсталляции. Стоит обратить внимание на даты выставленных работ: её ранние рисунки отлично дополняют новейшие работы последних лет.
Два факта определили её судьбу: семейный бизнес по выращиванию цветов и созданию икебан и Вторая мировая война. Она решила искать свой путь в искусстве. Вооружившись бумагой и карандашами, одинокая по натуре маленькая девочка двинулась в поля и однажды, словно это была глава из «Алисы в стране чудес», почувствовала, как цветы начали перешёптываться с ней. Её ранние эскизы цветов 1945 года тоже включены в эту выставку. В возрасте 27 лет она эмигрировала в Нью-Йорк, став частью артистической авангардной сцены, где и пробыла до 1972 года. Там она выступала как активистка в поддержку прав меньшинств и против войны во Вьетнаме. После этого она вернулась в Японию, и депрессия, усугублённая враждебным отношением к её творчеству, привела к госпитализации в психиатрическое учреждение, но это не помешало ей продолжить свою карьеру. Успехи, такие как японский павильон на Биеннале в Венеции в 1993 году, привлекли международное внимание к её художественной практике и способствовали тому, что её стиль стал узнаваемым, а её идеи начали воспроизводить с коммерческим интересом.
Yayoi Kusama. Infinity Mirrored Room – A Wish for Human Happiness Calling from Beyond the Universe, 2020 ©YAYOI KUSAMA. Courtesy of Ota Fine Arts
Наверняка бильбаоская выставка станет огромной сценой для селфи: работы Кусамы безумно фотогеничны и будто представляют собой декорации к фантастическому спектаклю — огромные жёлтые тыквы на пьедестале (для художницы это символ духовного и связи с природой), картины и скульптуры в горошек — отсылка к космосу, гигантские красные щупальца — способ удержаться за мир в то время, как от него убегают.
Тем не менее, эта выставка в первую очередь дань почтения великой художнице, её творческим открытиям, пути, силе, вере и трудолюбию. В свои 94 года она продолжает творить, консультировать кураторов и с энтузиазмом соглашается на коллаборации с модными брендами, при этом сама став своего рода брендом.