В ГМИИ им. А.С. Пушкина до 6 февраля 2022 года работает выставочный проект французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья…». Масштабная экспозиция заняла большую часть второго этажа и стала одним из главных проектов этого года. Специально для DEL’ARTE Magazine Анастасия Барыкина посетила выставку и рассказала о новом взгляде на постоянную экспозицию музея и удивительных сочетаниях искусства разных стран и эпох.
Для Жан-Юбера Мартена в современном искусстве нет границ как в прямом, так и в переносном смысле: он создал международную выставку, пригласив на нее не только западных, но и восточных художников. Революционность экспозиции заключалась в представлении религиозных предметов и искусства примитивизма Востока наравне с признанными и популярными западными художниками. Эклектичность, отсутствие рамок и симбиоз — часть характерного почерка Мартена, который выразился и в проекте для ГМИИ им. А.С. Пушкина «Бывают странные сближенья…».
Вид зала «От возлюбленной к колдунье»
Выставка расположена в семи залах и поделена на 13 глав, которые можно представить в виде большой книги по истории искусства. Работы в каждом зале объединены одной темой, основанной на сюжете или направлении: «От потаенного образа к двойному», «От “Черного квадрата” к ташизму. Две школы», «От возлюбленной к колдунье» и другие. В основу выставки легли произведения из постоянной экспозиции и запасников Пушкинского музея, дополненные картинами из Третьяковской галереи, Эрмитажа, парижских музеев современного искусства и частных собраний. Но куратор не ограничивается западным искусством и добавляет в экспозицию предметы из музея Востока и Кунсткамеры: это не только декоративно-прикладное и религиозное творчество, но и японские и китайские гравюры, миниатюры рукописей.
Вид зала «От складки к геометрии»
К экспонатам нет экспликаций: около каждой работы есть свой номер, который можно найти в брошюре к выставке и узнать по нему выходные данные. Цель выставки — подключить воображение и заставить зрителя объединять работы, зная только тему зала, не полагаясь на названия картин и их подробные описания. Объединить их по странам или векам практически невозможно: в экспозиции выставлены более четырехсот произведений искусства, расположенных таким образом, что в одном зале с русской иконой могут оказаться двуручные кипрские чаши, скульптуры народа фанти и картины эпохи Возрождения.
Связь некоторых работ легко считывается, а работы разных эпох и стран неожиданно имеют одинаковую структуру и исполнение. Работа 1973 года французского художника Франсуа Морелле «Четыре сетки под углами 0°, 22°5, 45°, 67°5» оказывается созвучна декоративному панно из Сирии XIV–XV века. Ритм, колорит и геометрия объединяют искусство Востока и Запада и заставляют задуматься о единых мировых процессах.
Франсуа Морелле «Четыре сетки под углами 0°, 22°5, 45°, 67°5», «Декоративное панно», Сирия
Неожиданным дополнением экспозиции становятся чучела животных из Дарвиновского музея и ценных камней из коллекции геологического музея им. В.И. Вернадского. Подобный опыт напоминает попытку Яна Фабра пять лет назад в Эрмитаже показать связь между фламандской школой живописи и чучелами животных. Мартен тоже проводит параллели: двухголовый теленок стоит в одном ряду с «Двумя фигурами для дрожащего мальчика» Александра Иванова и фигурками Ибеджи африканского народа йоруба; а тетеревятник с добычей в лапах дублирует два офорта Франсиско Гойи — «Не уйдешь» и «Ее похитили!».
Вид зала «От зеркала к двойнику»
Кульминацией этой темы становится прямая параллель между «Мясной лавкой» Франса Снейдерса, на которой изображены подробно прописанные туши животных, и работой «Кроликов использовали для доказательства…» французского дуэта Art Orienté Objet. Разрез на вскрытой тушке кролика закрывают связанные из шерсти органы, от которых тянутся нити, складывающиеся на стене в надпись «Кроликов использовали для доказательства того, что туберкулез передается как посредством прививки, так и при приеме пищи». Противоположный взгляд на подчинение природы выражает картина на обратной стороне стенда: «Извержение Везувия с процессией с головой святого Януария» Джозефа Райта из Дерби. На переднем плане идет еле заметная процессия людей, теряющаяся на фоне бушующей стихии.
Art Orienté Objet, «Кроликов использовали для доказательства…»
Античные слепки из постоянной экспозиции музея вписаны в большую часть выставки — переместить из залов часть масштабных скульптур было бы невозможно. Они становятся декорациями к другим работам, дополняя их и раскрывая новый смысл. В слепках из временной выставки главы «Античная скульптура. От белой к полихромной» можно найти отражение поз скульптур духа нанайцев или главного божества буддийской тантры Гухьясамаджа Акшобхьяваджры. В этом же зале Мартен задействует западный фронтон храма Афины Афайи с острова Эгина, никак не перемещая его. При помощи проектора он раскрашивает фигуры, напоминая, что греческая скульптура в действительности была не белоснежной, а цветной.
Скульптура духа — помощника шаманки. Нанайцы. Россия
Выставка «Бывают странные сближенья…» выходит за рамки привычного выставочного пространства: отсутствие экспликаций, объединение восточного и западного творчества, декоративно-прикладного, классического и религиозного делает экспозицию уникальной и заставляет по-новому взглянуть на мировые процессы в искусстве. Из-за большого объема работ выставка может восприниматься тяжело, но после ее посещения остается ощущение причастности к чему-то глобальному и масштабному.