Что нужно знать о криптоарте сегодня: термины, история, верификация, критика

О криптоарте активно заговорили с появлением Clubhouse, где тема новых технологий и их актуальности обсуждалась чуть ли не в каждой комнате. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед Анастасия Симохина подробно рассказывает, что такое NFT, и почему криптоарт оказался в центре скандала, связанного с экологией.

ГЛАВНЫЕ СЛОВА

Криптовалюта — цифровая валюта для оплаты. Одна из самых известных криптовалют и одновременно платформ для продаж — Ethereum.

Блокчейн — база данных, особенностью которой является то, что новая информация добавляется в связи со старой, и ее нельзя отсюда заменить или удалить.

Токенизировать — прогнать через блокчейн.

NFT или невзаимозаменяемый токен — слово «невзаимозаменяемый» означает, что произведение имеет какое-либо отличительное свойство, благодаря которому не может быть обменено на равноценное. Это своеобразный сертификат, удостоверяющий принадлежность произведения художнику и обозначающий количество продаваемых вещей.

Что посмотреть: Андрес Райзингер «Виртуальная мебель»

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

11 марта завершился двухнедельный онлайн-аукцион Christie’s, где цифровое произведение искусства Everydays: The First 5000 Days (2021) сетевого художника Beeple, состоящее из 5000 пиксельных рисунков, созданных при помощи Cinema 4D, было продано за $60 250 000. Событие важно не только тем, что это первое обращение аукционного дома к продаже цифровых произведений искусства, но и тем, что оплата покупки была произведена в криптовалюте Ethereum. И если уж один из важнейших аукционных домов обратился к криптоарту, то считать, что новое направление не имеет влияния в сфере искусства точно не стоит.

История развития криптоарта начинается в 2010-х. Хотя тогда долгое время никто не верил в успех этого вида искусства. Пожалуй, главным толчком к его популярности стала пандемия, из-за которой художники лишились возможности выставляться в галереях, а коллекционеры — посещать аукционы оффлайн. До этого цифровое искусство было, можно сказать, в упадке и сильно обесценивалось из-за того, что его было просто украсть или скопировать. Но с появлением блокчейна диджитал-произведения приобрели такую же уникальность, как и уже привычные нам живописные картины, скульптуры, графика. Поэтому криптоарт стал актуален, в первую очередь, для диджитал-артистов и дизайнеров, которым до этого сложно было верифицировать свою работу, из-за чего они выбывали из стандартного круговорота коллекционирования и выставок.

Что посмотреть: Joanie Lemercier «Platonic solids»

© Joanie Lemercier «Platonic solids»

КАК БЛОКЧЕЙН ИЗМЕНИЛ РЫНОК ИСКУССТВА

Все изменили NFT и блокчейн, благодаря которым теперь можно публично проверить авторство произведения искусства и его владельца. Из-за такого сертификата возможность копирования и тиражирования работы без согласия автора сводится к нулю.

Еще одной особенностью блокчейна является то, что владельцем виртуального произведения становится коллекционер, а не создатель. «Это контрастирует с покупкой таких вещей, как музыка в iTunes, где пользователи фактически не владеют тем, что они покупают», — объясняет художник Андреас Райзингер. — «Они просто покупают лицензию на прослушивание музыки». Но коллекционеры тоже пострадали в этой истории, ведь из-за неизменности цены они больше не могут перепродавать картины, увеличивая цену произведения. К пострадавшим от популярности криптоарта можно причислить и галереи, которые получали солидный процент с продаж картин. Словом, криптоарт встал на защиту прав художников, позволяя им зафиксировать цену на собственное произведение.

Теперь у крипто-художников есть и собственные музеи, и сайты, где можно увидеть цены и количество копий, которые продает художник. Появились и уникальные цифровые произведения искусства, которые всегда находятся в продаже. Их может купить кто угодно в любое время, но сразу после покупки новый владелец должен снова выставить лот на аукцион, при этом от актуального владельца требуют выплачивать 5% для поддержки художника.

Что посмотреть: Primavera De Filippi «Plantoid»

Primavera De Filippi «Plantoid»

Исследования особенностей и тонкостей технологии блокчейн начались еще в 2015 году, когда художник Primavera De Filippi создал первый «плантоид» — механическое существо, похожее на растение, которое питается криптовалютами. По словам художника, цель плантоида — «проиллюстрировать один из самых революционных — и все еще неизведанных — аспектов технологии блокчейн: возможность создания „форм жизни на основе блокчейна“, то есть алгоритмических сущностей, которые являются автономными, самодостаточными, способными воспроизводить самих себя». И это все через комбинацию кода на основе блокчейна и взаимодействия с людьми.

Что посмотреть: Marc-O-Matic «The Original Oculus»

Однако будет ошибочно считать, что, говоря о криптоарте, мы имеем в виду только виртуальное искусство. Художник Марк-О-Матик создал серию работ, где каждое произведение искусства закреплено восковой печатью, за которой размещены чипы NFT, содержащие полную информацию о работе. Художник предполагает, что любой человек может встроить чипы в произведения искусства, «чтобы подтвердить право собственности и ценность работы».

КРИТИКА КРИПТОАРТА

Далеко не все художники пребывают в восторге от криптоарта. Уставшее от пандемии арт-сообщество подвергает критике новое направление за его полное перемещение в виртуальный мир и тоскует по возможности физически посещать выставки и ощущать атмосферу искусства.

Не так давно криптоарт подвергся критике со стороны художника Memo Akten, опубликовавшего исследование, утверждавшее, что его версия NFT за десять секунд потребляет электроэнергии больше, чем вся его студия за полтора года: «Цифровой художник обязательно должен иметь возможность зарабатывать на жизнь тем, что ему нравится. Но это не должно включать в себя тот огромный след, который он оставляет в настоящее время».

К исследованию и критике вскоре присоединился художник Joanie Lemercier, решивший перейти на радикальные меры: «Учитывая безумную и ненужную трату электроэнергии, я решил отменить отключение до тех пор, пока проблема не будет решена». Этот пост уже подвергся критике за «однобокое отношение к ситуации», но многие комментаторы также и поддержали решение художников отказаться от криптоарта в пользу более экологичного искусства.

Можно относиться к криптоарту настороженно и неоднозначно, считая, что этот феномен вскоре потеряет свою популярность. Однако нельзя отрицать, что сейчас активно формируются рынок и спрос на этот вид искусства, из-за чего становится невозможным игнорировать его существование.

ГДЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ КРИПТО-АРТ

Маркетплейс диджитал продуктов OpenSea
Сайт для создания и продажи диджитал-искусства Rarible
Арт-маркет Suoerrare

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты