9-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow для широкой публики открыта в Москве с 18 по 20 сентября. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед Александра Ерошенко посетила Манеж и составила обзор наиболее интересных, на ее взгляд, произведений искусства, на которые стоит обратить особое внимание.
© фото: Александра Ерошенко
В этом году ярмарка Сosmoscow впервые прошла в Манеже, а не в Гостином дворе. Новое пространство позволило организаторам представить больше галерей. Из-за угрозы новой волны пандемии ярмарка была объявлена COVID-free пространством, и посетить ее можно было только при условии прохождения вакцинации или наличия ПЦР-теста. Казалось бы, что такие условия могут уменьшить посещаемость, однако в Манеж все равно стояли огромные очереди. И все же организаторы, как и в прошлом году, объединили онлайн и офлайн форматы — все работы были доступны для продажи через онлайн-каталог.
Основная тенденция развития современного искусства, которую продемонстрировали художники Cosmoscow, – переосмысление истории искусства и истории человечества. Это устойчиво прослеживалось в скульптуре и живописи.
Константин Звездочетов. Врагов своих настигну. 2020 © фото: Александра Ерошенко
В коллаже Константина Звездочетова «Врагов своих настигну» изображен один из самых любимых детских персонажей — пират. Форма арт-объекта и использование золотого цвета вызывает ассоциацию с русской иконой, а скрещенные вместо костей березы напоминают о хрестоматийном дереве национального фольклора. С березами на самом деле не все так просто: на первый взгляд белая ткань на них похожа скорее на узелки, которые носили с собой сказочные герои, но если рассмотреть более внимательно, то они больше напоминают топоры. Последняя трактовка более логична, потому что поддерживает основную идею произведения: грозный мститель воюет с обидчиками.
Константин Звездочетов. Герои не умирают. 2020 © фото: Александра Ерошенко
В картине «Герои не умирают» этого же художника пейзаж, похожий на гору Фудзи Кацусики Хокусая соседствует с размноженным образом Василия Чапаева. Военный деятель стал героем множества анекдотов в советском и постсоветском обществе, поэтому он тоже воспринимается скорее как фольклорный персонаж, а не реальная личность. В обеих работах Звездочетова переосмысляются персонажи, являющиеся культурным кодом для нескольких поколений современных зрителей, но это не серьезные рассуждения о прошлом, а продолжение шуток и веселых историй в духе постмодернизма на заданную тему.
Vladimir Grig. Лунная миссия. 2020 © фото: Александра Ерошенко
Vladimir Grig создал «Лунную миссию» в необычной технике: мозаика и вышивка стеклярусом. При этом его работу можно считать живописной из-за разнообразия оттенков и цветовых пятен. Художник будто бы разоблачает известную фотографию первой высадки человека на Луну, которая произошла в 1969 году. Есть гипотеза, что все фотографии сделаны в кинематографическом павильоне. Однако художник отказывается от высмеивающего тона в своей работе и реалистично изображает бытовую сцену — работу съемочной группы в студии.
Дмитрий Шорин. Нефертити. 2021 © фото: Александра Ерошенко
В полотне Дмитрия Шорина «Нефертити» аналогия с египетской царицей прослеживается в названии и самом образе девушки, при этом ракурс изображения отличается от канонического. Золотой головной убор имеет другую форму, а традиционный макияж с яркими стрелками осовременен, но общее восхищение высокомерной строгой красотой остается неизменным.
Джемма Саттар. Любовники. 2020 © фото: Александра Ерошенко
Полотно «Любовники» Джеммы Саттар написано в стилистике индийской гравюры и похоже на традиционные иллюстрации к Камасутре. Художница изображает несколько пар: мужчину и женщину, мужчину и мужчину, женщину и женщину, мужчину и трансгендера. Актуальная проблема взаимоотношений полов, гендерных различий и свободной любви — главная тема этой работы.
Ольга Тобрелутс. Аполлон. 2020 © фото: Александра Ерошенко
Основная тема работ Ольги Тобрелутс — обращение к античной эстетике. Не секрет, что известные современному зрителю белые греческие скульптуры были раскрашены, однако представить это довольно сложно. Арт-объекты художницы, выставленные на Сosmoscow, представляют собой фантазию, как это могло бы быть. Из-за привычного нам восприятия «чистых» статуй сначала кажется, что это забавная интерьерная вещь и не более того, однако именно так могли бы выглядеть культовые религиозные скульптуры.
Яанус Самма.Pattern 25. 2021 © фото: Александра Ерошенко
Несмотря на то, что на Cosmoscow преобладали различные интерпретации истории, были представлены и произведения, отражающие современную действительность. Эстонский художник Яанус Самма представил серию декоративных работ, где в центре орнаментальных розеток изображено нижнее белье. Оно не сохраняет форму человеческого тела, поэтому здесь нет сексуализированных образов. Форма объектов больше похожа на вещи, парящие в невесомости, без привязки к конкретным функциям предметов.
Иван Плющ. После меня. 2021 © фото: pop/off/art gallery
Для создания серии «После всего / После всех» Иван Плющ использовал «генеративно-состязательную нейронную сеть GAN2». Художник загружает в систему около 100 фотографий объекта и делает стоп-кадр из получившегося видео, а затем переносит изображение на холст. Из-за компиляции множества кадров в единое целое теряется истинный внешний вид предмета, и фигуративное изображение преображается в метафизический образ.
Cosmoscow — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства. Это самая крупная арт-ярмарка на пространстве СНГ. Представленные работы дают возможность оценить процесс развития актуального искусства и проследить основные темы, которые волнуют современных художников. В этом году явно выделяются два ведущих направления: обращение к историческому наследию и, наоборот, использование новых открытий в области искусственного интеллекта для создания произведений искусства.