В Санкт-Петербурге в камерном пространстве 3120 Gallery до 28 августа работает выставка, вдохновением для которой стали стихи Поля Элюара. Художница Настя Литецких в тандеме с куратором Ильей Крончевым-Ивановым представили проект «Цветы для голубого мирного неба», наполненный чувством ностальгии по невозможному и скрытой надеждой на мирное будущее.
В командной работе куратору и художнице удалось прийти к консонирующему созвучию между всеми элементами выставки, преодолев на своем пути трудности экспонирования и размещения работ в сложном выставочном зале, каждая из трёх стен которого обладает своей историей, цветом и фактурой. Не игнорируя особенностей пространства и изящно вписав в зал работы Анастасии Литецких, куратору выставки удалось подчеркнуть колористические особенности произведений и наполнить выставочный проект пронизывающим чувством ностальгии, уже живущим в стенах зала.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба» © Фото: пресс-служба 3120 Gallery
Для живописных работ Насти Литецких характерна мечтательная пастельная цветовая палитра и мягкость широкого пушистого мазка, создающих обманчиво легкое впечатление от художественного стиля автора. За очаровывающей нежной поэтичностью работ скрывается чувство глубокой ностальгической грусти. В пейзажах художницы просматривается условная обращённость к примитивизму эпохи модернизма, усиливающего тоску по безвозвратно прошедшему. Например, «Голубой пейзаж с домом» цветовым решением отдалённо напоминает о сезанновском изумрудном с полотна «Берег Марны». А прямые контрастные линии в пейзаже художницы сближают её с Анри Матиссом, точные линии которого знакомы зрителю по портрету Лидии Делекторской в Главном Штабе Эрмитажа. Однако при ненавязчиво улавливаемом сходстве с европейскими мастерами прошлого в работах Насти Литецких (особенно в живописных картинах «Коридор», «Своя комната») обнаруживается нарратив, особенно понятный каждому русскому человеку. Картины, отражающие мир культурных символов и кодов, будто замерли во времени и относят зрителя не то в пространство воспоминаний о тихом прошлом, не то в мир грёз о спокойном будущем. Но созданные художницей образы – при всей их близости к зрителю – оказываются недосягаемы и ускользают, оставляя след поющей печали в душе.
Сверху работа «Своя комната», 2021; по центру – «Голубой пейзаж с домом», 2021; снизу – акварель «Комната, окно», 2021 © Фото: пресс-служба 3120 Gallery
Работы, исполненные Литецких в таких медиа, как графика, фото и инсталляция, уравновешивают мечтательно-меланхоличное настроение живописных полотен, не позволяя разорвать отношения с реальностью. Выстроенная куратором диагональ от инсталляции с землёй до летящей белой простыни с авторской фотографией берёз, иносказательно говорит о сегодняшней действительности «между небом и землёй», на полюсах которой бестелесность души переплетается с осязаемостью смерти. Напряжение, возникающее между двумя инсталляциями, «заземляет» и подчёркивает невозможность беззаботно предаваться воспоминаниям о прошлом и мечтательном будущем: оно возвращает зрителя в настоящее – в «сейчас», где цветы на стенах галереи – траурные, а голубое небо за окном – иллюзия природы.
Инсталляция «Сад» Анастасии Литецких, 2022 © Фото: пресс-служба 3120 Gallery
Среди картин, расположенных между инсталляциями «Берёзы» и «Сад», представлен небольшой автопортрет Анастасии Литецких, по словам куратора, «связывающий все работы вокруг себя». Это единственная картина на экспозиции с изображением человека. Одинокое присутствие автопортрета, с одной стороны, наполняет выставку тонким личным переживанием. Но, с другой, оставаясь немного отстранённым, оторванным от других произведений, портрет открывает простор для поиска собственных ощущений по прочтении образов, рождённых кистью художницы, и ненароком заставляет поставить в центр самого себя.
Фрагмент экспозиции «Цветы для голубого мирного неба». Внизу слева : «Автопортрет» Анастасия Литецких, 2022 © Фото: пресс-служба 3120 Gallery
Выставка «Цветы для голубого мирного неба» соткана из метафор, сквозь которые просматриваются отсылки и к «шумному» времени первой половины XX века, свидетелем которого стал французский поэт Поль Элюар (вдохновивший художницу на создание серии работ, представленных на выставке), и к безвозвратно ушедшей эстетике модернизма, с которой созвучна манера художницы и в которой проглядывается удалившееся от современности прошлое. В метафорах выставочного проекта отсутствует пошлая лирика, но они наполнены утончённой поэтичностью, говорящей на красивом языке искусства о днях, с происходящими в них переменами и всё же оставляющими надежду о возможности существования мирного неба над головой.