Диалог итальянского футуризма и русского кубофутуризма в Михайловском замке

В Санкт-Петербурге открылась выставка «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы». С 15 июля по 4 октября 2021 года можно увидеть диалог 26 произведений из коллекции Джанни Маттиоли, впервые экспонированных вне Италии, и 50 работ русских футуристов из Русского музея и частных коллекций Москвы. Специально для DEL’ARTE Magazine Диана Корсакова рассказывает об особенностях этого диалога.

Концептуально важным произведением выставки в Русском музее обозначен «Манифест футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованный в 1909 году, нашедший в свое время отклик и в России, и у самого Джанни Маттиоли. Будущий коллекционер уже в пятнадцать лет оставил учебу и работал рассыльным, чтобы содержать мать, так как брак его родителей распался. Отвергнутый буржуазией из-за истории своей семьи, но просвещенный, он все больше обращался к авангардным художественным течениям. После Первой мировой войны Джанни Маттиоли сблизился с кругом Филиппо Маринетти, а после Второй мировой войны решил создать коллекцию произведений итальянских футуристов.

Портрет Жильбера Клавеля” Фортунато Деперо (1917) и “Цветы” Джорджо Моранди (1913) из коллекции Джанни Маттиоли. Фотограф: Диана Корсакова

Фрагмент картины Амадео Модильяни “Портрет художника Фрэнка Хэвиленда” (1913). Фотограф: Диана Корсакова

«Коллекция Маттиоли родилась вслед за событиями Второй мировой войны. Мой отец решил создать коллекцию в 1943 году. После того, как увидел эти ужасные вещи, бойню (массовое убийство евреев в Италии в сентябре 1943 года–прим. ред.), он подумал, что искусство – одно из немногих проявлений, характеристик человека, которые отличают его от животного и могут помочь ему быть более человечным и менее зверским», – рассказывает дочь коллекционера Лаура Маттиоли в фильме, который демонстрируют на выставке перед разделом с итальянским  футуризмом.

С конца Второй мировой войны и до 1955 года Джанни Маттиоли приобрел в свою коллекцию одни из самых важных произведений итальянских футуристов. Его идея была в том, чтобы через эти работы рассказать историю итальянского искусства начала XX века. В экспозицию в Русском музее из нее вошли работы таких художников, как Амедео Модильяни, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джорджо Моранди, Оттоне Розаи, Луиджи Руссоло, Джино Северини, Марио Сирони и Арденго Соффичи.

“Материя” Умберто Боччони (1912) и одноименные эскиз и картина, “Миланская галерея” Карло Карра (1912) из коллекции Джанни Маттиоли. Фотограф: Диана Корсакова

“Уникальные формы непрерывности в пространстве” Умберто Боччони из коллекции Джанни Маттиоли. Фотограф: Диана Корсакова

В диалог с ними вступили произведения из собрания Русского музея и частных коллекций Москвы – работы Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Ольги Розановой, Александры Экстер и других.

Выставка поделена на две части: просмотр начинается с 50 произведений русского футуризма и только после длинного коридора продолжается 26 произведениями из коллекции Джанни Маттиоли. История каждой работы из коллекции Маттиоли достаточно подробно раскрывается в тексте, дополняющем экспонат. Но в части с русским футуризмом другой подход: здесь из сопроводительных материалов к работам есть только общий информационный стенд с краткими биографиями всех авторов, не считая кураторского текста.

“Кубизм. Прачка” и “Кубизм №2” Владимира Лебедева (1922) и“Фигура” Бориса Королёва (1921). Фотограф: Диана Корсакова

“Караван” Александра Волкова (начало 1920-х). Фотограф: Диана Корсакова

На выставке особенно подчеркивается важность диалога между произведениями, но не на уровне композиции и организации пространства. Диалог большей частью прослеживается в текстах, сопровождающих работы, и в самих художественных приемах и темах: движение, технологии, скорость, текст, бунт, упразднение прошлого, радикальность перемен и способов их достижения.

Работы из коллекции Маттиоли признаны национальным достоянием Италии еще в 1972 году и с тех пор не вывозились за пределы страны и экспонировались только в музее Пегги Гуггенхайм в Венеции.

Но неужели предсказание Филиппо Маринетти в «Манифесте футуризма» все-таки не сбылось, и авторов этих произведений теперь можно встретить в Русском музее, а не жгущими свои книги, произведения и образы в чистом поле у мрачного ангара, бросая вызов звездам? «Ну и что? Ну и пусть! Подумаешь! …Противно слушать! Бросьте беспрерывно молоть эту чушь! Задерите-ка лучше голову! И снова с самой вершины мы бросаем вызов звездам!» – декламировал Филиппо Маринетти в «Манифесте футуризма».

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты