Диджитал-арт на Cosmoscow: российский арт-рынок принимает вызов технологий

10-й выпуск Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow по примеру многих зарубежных коллег открылся с новой постоянной секцией Digital, где российские галереи и творческие объединения представили актуальный диджитал-арт. Секция пока небольшая, но влияние технологий на современный арт-рынок просматривалось здесь не только по появлению нового раздела, другие специальные проекты ярмарки также были интересны своим технологическим наполнением. Для DEL’ARTE Magazine в них разбиралась технологический обозреватель Ольга Проходцева.

Phygital is New Digital

Кураторами секции Digital выступила группа Instigators — международный художественно-исследовательский проект, объединивший вокруг нового медиума NFT сообщество художников, кураторов, криптоэнтузиастов с целью построить мост между блокчейном и физическим миром. Междисплинарность для проектов в сфере цифрового искусства — частое свойство, и в своём специальном проекте-выставке “Phygital is New Digital” кураторы предложили таким художникам, как Кирилл Рейв, Ута Бекая, Денис Давыдов, Дмитрий Шабалин представить работы, одновременно существующие и в цифровом, и в физическом пространствах. В рамках проекта художники демонстрировали связи и возможности применения NFT, а кураторы пытались ответить на вопрос индустрии: чем оправдано появление блокчейн-технологии в искусстве? — «В рамках Cosmoscow мы как Instigators представляем лишь один из текущих срезов того, чем может являться NFT в руках создателей современности — трансцендентным продуктом между реальным и цифровым миром, ёмко определяемым одним термином “фиджитал”».

КИРИЛЛ РЕЙВ Р. 1989 «ПУСТОТА (КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ)», 2017 ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО, NFT © COURTESY VS GALLERY AND THE ARTIST

Фиджитал — это, возможно, действительно новый диджитал, ведь искусство цифровых художников стремится быть понятным зрителю и выходит за рамки мониторов авторов и наших гаджетов, тем самым становясь более осязаемым и более реальным продуктом для арт-рынка. Проект кураторов, возможно, и не специально, но очень удачно поддерживал открывшуюся впервые секцию Digital, которую представили всего четыре нетривиальных проекта, один из которых уже имеет физическое пространство в московском бизнес-квартале «Арма». Это площадка VS Gallery, представившая работы Кирилла Рейва и Рината Абдрахманова. Другой проект Generative gallery известен работами Radugadesign, Орхана Маммадова, Яoma Bantik и необычными способами упаковки цифровых работ в удобный демонстрационный формат, в некоторых случаях даже вполне применимый в домашних интерьерах, что позволяет проекту показывать цифровые работы в различных выставочных пространствах офлайн и быть ближе к зрителю.

Виртуальные пространства

Метавселенные – новый способ представления дижитал-арта и коммуникации в виртуальных выставочных пространствах, без них уже немыслим современный мир искусства, но это и обратная сторона фиджитал, когда дигитальные работы ждут своего зрителя в нефизическом пространстве. Cosmoscow представила первую российскую метагалерею токенизированного искусства SAS Metagallery. Stella Art Space (SAS) можно найти в одной из крупнейших платформ виртуальной реальности Decentraland, в описании площадки галеристы указывают даже координаты своего местонахождения: «Галерея располагается в 20 секундах метавселенческой ходьбы от известного аукционного дома Sotheby’s, по координатам 38.72; 39.72. Цифровой формат галереи представляет собой трёхуровневое здание, спроектированное в космическом стиле. На крыше SAS есть смотровая площадка — с неё открывается отличный вид на окружающие парсели (так обозначаются участки земель в метавселенных)».

ЯOMA BANTIK Р. 1995 «333 <3», 2022 LED-ПАНЕЛЬ, ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАФИКА 188 X 88 СМ © COURTESY GENERATIVE GALLERY X ЯOMA BANTIK

Проект Artocratia, также представленный в секции Digital, – международная профессиональная цифровая платформа для искусства, культуры и креатива. Это уже самостоятельная метавселенная частных коллекций искусства, прикладных образовательных программ, онлайн-маркет NFT и журнал о современной культуре и искусстве, на платформе проводятся выставки и образовательные квесты. Стенд Artocratia очень напоминал пространство метавселенных и виртуальных выставок, в абсолютно белом кубе ощущалась бестелесность стен, а экраны увлекали очень красивой графикой арт-объектов и сложно не согласиться с создателями проекта в том, что именно в таких пространствах произведения цифрового искусства находятся в своей природной среде, и сами эти пространства — продукт высокопрофессиональных творческих команд.

На этом виртуальность арт-мира, представленного Cosmoscow, не заканчивалась, партнёр ярмарки компания-застройщик недвижимости показала собственный метаверс в специальном проекте Hutton Metaverse. Компания создала в виртуальной реальности архитектурный модуль, в основе которого использовала архитектурные решения жилого комплекса LUNAR, построенного ей в Москве. Новое пространство заполнили работами NFT-художников с мировым именем: Лайя Матикшара (Laya Mathikshara), Нильс Хансен (Nils Hansen) и Райан Уитби (Ryan Whitby). Это, наверное, самая необычная коллаборация цифрового искусства и архитектурно-строительной деятельности, но прикладное назначение проекта демонстрирует всё большую вовлеченность диджитал-арта в наш физический мир.

Технологии и арт-рынок

Новый медиум лихо подхватили не только участники арт-рынка — весь мир распробовал и заинтересовался им. Очевидно, что рынок современного цифрового искусства будет только расширяться и форматы проектов в данной сфере будут всё разнообразнее. С ростом станут видимыми проблемы сохранения такого искусства во времени и передачи информации о нём следующим поколениям, в спецпроекте «Музей года» Государственный Эрмитаж совместно с Европейским Университетом (Санкт-Петербург) презентовал Школу искусств и культурного наследия. Стенд проекта был посвящён подходам к исследовательской работе с применением искусственного интеллекта, машинного обучения, биоинформатики и палеогенетики. Образовательная программа школы включает обучение этим подходам специалистов сферы культуры, эти знания помогут им глубже изучать предметы, делать выводы и научные открытия. Вероятно, что междисциплинарное сотрудничество с технологическими специалистами откроет понимание проблем сохранения и реставрации предметов современного искусства.

МЕТАВСЕЛЕННАЯ ARTOCRATIA ВЫСТАВКА “ME IS PRESENT”, 2022

Специалисты арт-рынка уже задумываются о системах учёта коллекций современного искусства и презентаций их онлайн-среде, сегодня существует достаточно много проектов платформ для удовлетворения целей коллекционеров по учёту арт-активов и их монетизации. Одной из таких платформ является 4ARTechnologies Professional, представленная на ярмарке Cosmoscow в одноимённом спецпроекте. Одно мобильное приложение включает набор цифровых полезных инструментов для коллекционеров: цифровой каталог для хранения и администрирования коллекций, первый международно-признаваемый цифровой документ для защиты и проверки подлинности художественных работ на основе запатентованной швейцарской технологии векторного анализа и блокчейна, виртуальные галереи и арт-метавселенная для показа выставочных проектов в различных экспозиционных пространствах в высоком разрешении, а также максимально удобный инструмент для создания защищённых NFT. Из приложения можно моментально выставлять работы на курируемом маркетплейсе 4ART.

Приложение энергоёмко, как и многие решения, к примеру, представленные в виртуальной реальности, и пока при его работе бывают сбои или замедления, но масштаб и полезность такого технологического решения впечатляет. Помимо описанных выше проектов на ярмарке можно было найти ещё немало следов цифровизации арт-рынка, на мероприятии-спутнике — ярмарке молодого искусства blazar — также была представлена специализированная секция, показавшая работы почти двух десятков цифровых художников, а на платформе TEO, которая уже несколько лет является онлайн-маркетплейсом Cosmoscow, можно было спокойно рассмотреть каталоги и купить искусство онлайн. Такая насыщенность абсолютно разными, а порой и поражающими комбинациями решений с применением технологий на российском арт-рынке говорит о уже наступившей цифровизации, а появление новых форм и моделей бизнеса — явный признак цифровой трансформации. Даже интересно заглянуть на Cosmoscow через десять, а может быть и через пять лет, сколько метров выставочной площади займёт новая секция Digital? А может нам уже и не придется выходить из дома, чтобы посетить ярмарку?

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты