Династия Брейгелей и арт-рынок сегодня

Брейгели — самая известная династия фламандских живописцев в мире. Произведения Питера Брейгеля Старшего — гордость любого музея, а картины Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего — подлинные жемчужины крупных частных собраний. Представителям этой художественной династии посвящены сотни диссертаций и книг. Не утихают споры по поводу атрибуций отдельных работ представителей семейства. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед Светлана Затюпа сделала обзор арт-рынка произведений представителей династии и постаралась наиболее ёмко ответить на вопрос: «В чем характерная особенность наследия каждого из художников и каково их место на арт-рынке сегодня?»

Основатель: Питер Брейгель Старший («Мужицкий»)

(около 1525–1569)

Творчество Питера Брейгеля Старшего выходит за рамки любого журнального обзора. Стоит сказать, что Брейгель открыл новые горизонты фламандским и голландским живописцам, способствовал формированию пейзажной и бытовой картины в самодостаточные жанры светской живописи, оставил после себя уникальные иконографии, над разгадкой которых до сих пор бьются искусствоведы. Как же воспринимали мастера современники? «Природа удивительно удачно натолкнулась на человека, который так счастливо шел сам ей навстречу, когда она избрала из крестьян одной неизвестной брабантской деревушки составляющего славу наших Нидерландов, преисполненного ума и юмора Питера Брейгеля, чтобы сделать его живописцем, который своей кистью изображал бы мужиков», — гласит жизнеописание Питера Брейгеля Старшего (около 1525–1569), написанное знаменитым нидерландским современником и автором «Книги о художниках» Карелом ван Мандером (1548–1606). В историю искусства мастер вошел как «Мужицкий». Эта краткая цитата дает почитателям творчества основателя династии другую важную характеристику его наследия: он прославился панорамными видами природы, ныне известными как «вселенские пейзажи». По словам ван Мандера, Брейгель во время своего путешествия в Италию, «находясь в Альпах, глотал все горы и скалы, а потом, вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно и доски, до такой степени он верно и в этом и в других отношениях передавал природу». Очевидно, что современники ценили Брейгеля не только за «изображение мужиков», но и за талант пейзажиста. Однако самая важная характеристика наследия Брейгеля — это его «ум и юмор». Многофигурные сцены («Нидерландские пословицы», «Детские игры», «Битва Масленицы и Поста») — сложносочиненные образцы человеческого мира. Его религиозные произведения словно олицетворяют грандиозное мироздание (творение Господа), в котором человек — лишь крошечная песчинка. Брейгель подарил национальному пейзажу отчетливое «лицо»: зимние пейзажи с катанием на коньках, ставшие впоследствии отдельным поджанром в пейзажной живописи.

Питер Брейгель Старший, Охотники на снегу, 1565 © Музей истории искусств в Вене

По современным оценкам, общее число дошедших до нашего времени картин Брейгеля — от 41 до 48 (в зависимости от атрибуции экспертов). В российских музеях полотна Питера Брейгеля Старшего не представлены. Самая обширная коллекция мастера ныне находится в Музее истории искусств в Вене.

В наши дни вероятность появления на арт-рынке полотна Питера Брейгеля Старшего с атрибуцией, которая бы не вызывала споров среди экспертов, крайне низка. Остается графическое наследие автора, которое редко возникает в поле зрения специалистов арт-рынка. Как считается, именно в рисунках проявляется спонтанность творческого гения. Так 7 июля 2015 года на аукционе Christie’s в Лондоне был продан рисунок Питера Брейгеля Старшего «Деревня с деревьями и мулом» за $1,671,556. Рисунок стал самым дорогим графическим произведением художника.

Питер Брейгель Старший, Деревня с деревьями и мулом © Christie’s London (торги 7 июля 2015 года), частная коллекция

Коллекционерам однозначно стоит обратить внимание на гравюры, созданные по рисункам Брейгеля. Художник работал с печатником Иеронимом Коком, а переводили рисунки в гравюры другие художники, одним из которых является Питер ван дер Хейден. Эти гравюры великолепно отражают мировоззренческую составляющую творчества мастера. Часто они сопровождались пояснительными надписями. Неясно, участвовал ли в их составлении сам Брейгель. С их помощью современному коллекционеру становится понятен общий пафос этих произведений. Например, оттиск гравюры «Каждый» («Элк») по рисунку Питера Брейгеля Старшего (около 1558 года), оценивается между $4,000 и $7,000. Оттиск гравюры из Королевской библиотеки Альберта в Брюсселе содержит пояснительные надписи на латинском, нидерландском и французском языках:

Каждый ищет своей выгоды.
Каждый ищет себя самого во всем, что он делает.
Каждый везде ищет только собственную пользу.
Один тянет, другой тянет, все обладают
Собственной жадностью

(латинский текст. Пер. Н. Гершензон-Чегодаевой).

Несколько иной смысл вложен автором в экспликацию на нидерландском и французском языке. Ни одна из экспликаций не соответствует многоплановости образа, созданного языком изобразительного искусства:

Всегда каждый человек ищет для себя одного
И повсюду. Так как же может он остаться
Потерянным?
Каждый человек будет тянуть, и тащить, и ворчать, и стенать,
Стараясь достать и заполучить себе побольше.
И никто не знает себя, несмотря на такие поиски,
Никакой свет не поможет ему в одиночестве.
Странно! Хотя он смотрит широко открытыми глазами,
Он никогда не видит своего собственного настоящего лица.

(Пер. Н. Гершензон-Чегодаевой).

По рисунку Питера Брейгеля Старшего, Каждый © Метрополитен-музей в Нью-Йорке

У Питера Брейгеля Старшего было два сына: Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший. Три сына Яна Брейгеля Старшего также стали живописцами.

Питер Брейгель Младший («Адский»): продолжатель дела отца

(1564–1636)

Питер Брейгель Младший известен тем, что повторял произведения отца. Действительно, именно он взял на себя семейную мастерскую. Для копирования работ мастер использовал прориси отца. Тем не менее произведения сына отличаются от работ отца по колористике и восприятию некоторых деталей. Цвета произведений обоих сыновей, как правило, контрастнее и ярче. Для копирования сыновья использовали картоны (эскизы в полный размер), которые прокалывали для того, чтобы с помощью припороха углем перенести рисунок. Иногда они меняли цвета.

  • Питер Брейгель Старший, Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565 © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» — одна из самых популярных картин в наследии Питера Брейгеля Старшего. Его сын Питер Брейгель Младший и мастерская создали около 127 повторений. По современным подсчетам, только 45 из них являются авторскими копиями сына. В 2014 году на Sotheby’s в Лондоне «ловушка» Брейгеля Младшего установила ценовой рекорд на этот сюжет: полотно было реализовано за $6,664,097. Рекордной публичной продажей картины Питера Брейгеля Младшего стала «Битва между масленицей и постом», реализованная на Christie’s в Лондоне в 2011 году за $10,709,333. Качественную работу Питера Брейгеля Младшего можно приобрести и за несколько сотен тысяч долларов. Работа мастерской, последователя или круга Питера Брейгеля Младшего обойдется в меньшую стоимость: крохотное тондо с лицом крестьянина высотой 7,3 см на аукционе Christie’s в Лондоне в 2017 году стоило $4,010.

Ян Брейгель Старший («Бархатный»): мастер живописи флоры и фауны

(1568–1625)

Ян Брейгель Старший в течение творческой жизни сформировал собственный стиль и рынок, сделав себе имя как мастер натюрморта, а также как удивительный живописец флоры и фауны. Сотрудничал с ведущими художниками эпохи, включая Питера Пауля Рубенса, Йооса де Момпера Младшего, Хендрика ван Балена. Художник получил прозвища «Бархатный», «Цветочный», «Райский» за виртуозную «гладкую» живопись, утонченный колорит и тончайшие лессировки. На торгах Sotheby’s в Лондоне 9 июля 2014 года был установлен ценовой рекорд ($11,652,106) на полотно Яна Брейгеля Старшего. Столь высокая цена была продиктована не только качеством живописи, но и тем, что полотно вышло на рынок из герцогской коллекции впервые за более чем 150 лет. Натюрморты Брейгеля Бархатного — настоящая отрада для глаз, они поражают богатством цвета и виртуозностью живописи. В российской частной коллекции Валерии и Константина Мауергауз представлен цветочный натюрморт «Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе» Яна Брейгеля Старшего. Картина экспонировалась в рамках проекта «Младшие Брейгели» в ГМИИ им. А. С. Брейгеля и Новом Иерусалиме. В 2012 году известный эксперт по творчеству Брейгеля Фред Мейер атрибутировал этот натюрморт как работу Яна Брейгеля Старшего.

Ян Брейгель Старший, Эдемский сад с грехопадением человека, 1613 © Sotheby’s New York (торги 9 июля 2014 года), частная коллекция

Ян Брейгель Старший, Ваза с цветами, драгоценным камнем, монетой и ракушками © Библиотека Амброзиана в Милане

Ян Брейгель Младший: самый известный внук

(1601–1678)

Ян Брейгель Младший — пожалуй, самый «популярный» художник из династии Брейгелей на арт-рынке. Мастер широко представлен в частных собраниях. Его творчество повторяет основные мотивы и художественные находки отца — Яна Брейгеля Старшего. Живописец писал цветы, флору, фауну, аллегорико-мифологические композиции. Как и отец, Ян Брейгель Младший работал с Питером Пауэлем Рубенсом, Йоосом де Момпером Младшим, Хендриком ван Баленом и Давидом Тенирсом Младшим (кстати, мужем его сестры). Другие художники писали стаффаж на их совместных полотнах. Рекорд на полотно Яна Брейгеля Младшего «Вход животных в Ноев ковчег» был установлен на Christie’s в Нью-Йорке в 2010 году и составил $2,882,500. Стоимость полотен последователей и круга Яна Брейгеля Младшего колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Ян Брейгель Младший, Вход животных в Ноев ковчег © Christie’s New York (торги 27 января 2010 года), частная коллекция

У Яна Брейгеля Младшего был брат-художник Амброзиус (Амбросий) Брейгель, атрибуция произведений которого ныне представляет трудность для экспертов. Монограмма «AB» может быть приписана и Абрахаму Брейгелю. Произведения Амброзиуса редко появляются на арт-рынке, а их стоимость на аукционах, как правило, составляет несколько десятков тысяч долларов.

Ян Брейгель Младший и Питер Пауэль Рубенс, Аллегория зрения © музей Прадо в Мадриде

Абрахам Брейгель продолжил дело отца — Яна Брейгеля Младшего. Его наследие, состоящее по большей части из фруктовых и цветочных натюрмортов, обширно, а цены колеблются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.

Вместо послесловия. Как банкир вошел в историю?

Среди заказчиков, коллекционеров и покровителей художников из династии Брейгелей — именитые, состоятельные и просвещенные люди своей эпохи. В архивах Антверпена сохранился документ от 15 февраля 1566 года, согласно которому банкир Николас Йонгелинк подтверждает право собственности и стоимость (16 000 гульденов) за 16 картин Питера Брейгеля Старшего, среди них «Охотники на снегу», «Вавилонская башня», «Жатва», «Возвращение стада». Спустя четыре века эти произведения стали одними из самых узнаваемых полотен в мире, продолжающих вдохновлять все новые поколения. Ныне мы почти ничего не знаем о финансовой деятельности Йонгелинка, однако, коллекция сохранила его имя в веках.

Питер Брейгель Старший, Жатва, 1565 © Метрополитен-музей в Нью-Йорке (первый задокументированный владелец — Николас Йонгелинк)

Другие Новости