Diploma24. Личные и объективные «Пробелы истории»

В HSE ART GALLERY на территории ЦСИ «Винзавод» открыта выставка дипломных проектов выпускников направления «Современное искусство». Вместе с Евгением Наумовым разбираемся, как тема пустоты отразилась в произведениях молодых художниц.

Кураторы выставки «Diploma24. Пробелы истории», объединившей работы выпускников и выпускниц Школы дизайна Высшей школы экономики (девушек среди них большинство), предложили интерпретировать экспозицию через понятие пробела. Концептуальных применений этому понятию Дарья Пыркина и Диана Мачулина предложили целых три: как фон вокруг значимой фигуры, как часть идиомы «заполнять пробелы в образовании» и как тема пустоты, которую изучает искусство. Остаётся лишь похвалить этот риторический приём, благодаря которому любое произведение может хоть по тематическому, хоть по формальному признаку быть причислено к теме пробелов. Наконец, если искушённому зрителю что-то покажется не совсем оригинальным, такой проект можно будет считать этапом в получении художественного образования — заполнения пробелов. Нуждаются ли студенты HSE в подобной апологии? Вряд ли. Как раз статус учеников обязывает их навёрстывать этапы, уже пройденные искусством модернизма. Можно ли наверстать полтора столетия за четыре года? Вряд ли. Но многие участники выставки в HSE ART GALLERY взяли очень хороший старт.

Елизавета Штурнева. «Действие 0+1». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Одной из очень убедительных попыток нагнать историю современного искусства стала серия сценариев для хеппенингов «Действие 0+1», созданная Елизаветой Штурневой. Любой посетитель выставки может взять с расположенной на входе стойки одну или несколько открыток с текстом и попытаться выполнить напечатанный на ней сценарий. Сценарии эти могут быть ограничены работой с самой карточкой, пространством HSE ART GALLERY или даже распространяться на повседневность. Так «градационная радость» предлагает своему владельцу измыслить уникальную меру градации яркости солнца, провести и зафиксировать недельные наблюдения за дневным светилом, выбрать «любимую яркость» и «принять за привычку радоваться этому дню». Всё это, конечно, вызывает в памяти сценарии Йоко Оно, смешавшей самотерапию, духовные практики и лёгкую иронию по отношению к себе и окружающему миру. Выпускница ВШЭ оригинально продолжила стратегии старшей коллеги и даже сделала такое искусство ближе к зрителю. Текст, увиденный однажды на выставке, воздействует не так интенсивно, как карточка, ставшая личной собственностью зрителя — возможно, заключённая в рамку и помещённая на рабочем месте.  

Виктория Александрова. Из проекта «Свет в тени прошлого». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Фотографии Виктории Александровой представляют зрителю краткий визуальный обзор абхазского городка Ткуарчал — бывшей угольной столицы страны. Вопреки заявлениям местных операторов экскурсионных туров этот населённый пункт не пустует. Его населяет небольшое число местных жителей, которых очень оскорбляет, что их дом называют городом-призраком. Проект исследует пустоту, которая часто бывает мнимой. В целом эта серия напоминает проект американской FSA времён Великой депрессии, в рамках которого были созданы документальные снимки известных фотожурналистов Доротеи Ланж, Уокера Эванса и Гордона Спаркса. От этих работ столетней давности кадры Виктории отличаются большей эмоциональной нейтральностью: они не агитируют, не призывают к активным действиям, не выводят на эмоции — они просто фиксируют реальность.

Сабина Байсарова. Из проекта «И белое ничто на абсолютно белом небе». 2022 © Фото: Евгений Наумов

Ещё две серии, связанные с фотографией, созданные Розанной Погосян и Сабиной Байсаровой, изучают сам этот медиум — в те недалёкие времена, когда фотоснимки было принято подписывать на обратной стороне. Надпись эта часто оказывается скрыта, когда отпечаток вставлен в рамку или альбом. Сабина повторяет эти надписи с помощью вышивки белой нитью на белой ткани, тем самым подвергая пересмотру отношения не только означающего и означаемого, но и фигуры и фона. 

Розанна Погосян. Из проекта «К Розе». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Работы Розанны Погосян получились немного более сложными и метафорическими. Художница взяла снимки из семейного архива, подписанные некогда её бабушкой на армянском языке, и перенесла их на металлическую основу. Текст же она прожгла насквозь, разрушив и его, и снимки, оставив вместо информации лишь пустоту. Эти отверстия стали образом зазора, который возник между автором и её родной культурой. 

Сабина Байсарова. «И белое ничто на абсолютно белом небе». 2022 © Фото: Евгений Наумов

Интерес к фотографии как к особому выразительному средству, носителю визуальной информации, её объективности и функции хранилища памяти занимал многих художников и философов. Так, Ролан Барт указывает на парадоксальное свойство фотографии не столько пробуждать, сколько заменять собою индивидуальную память: «В фотографии обездвиживание, сковывание времени принимает чрезмерную, чудовищную форму; время закупоривается. Фото не только по своей сути никогда не является воспоминанием, но и блокирует его, очень быстро становясь противоположностью воспоминания». Неудивительно, что молодые авторы снова и снова обращаются к этой неразрешимой проблеме. 

Эрика Савина. «Конструктор». 2024 © Фото: Евгений Наумов

К теме воспоминаний обращается также Эрика Савина, создавшая «Конструктор» из засушенных частей живых цветов. Как нельзя вернуть ушедшее время, так и нельзя воссоздать заново погибшие растения, разве что в собственной памяти. Таким образом, само наличие воспоминания указывает на некий пробел, пустое место там, где раньше было нечто сущее. Ролан Барт перебирает фотографии в надежде восстановить в воображении лицо своей умершей матери, но эти слепки прошлого не в силах возместить эту утрату. Также безвозвратно «сгорят» свечи-цветы, созданные Розанной Погосян.

Розанна Погосян. «Поле». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Пустота и воздух наполняют банки Розанны Погосян, заполняя пространство между молотком и стеклом. Орудие, которое служит тому, чтобы разбивать хрупкое, оказалось запаяно в непрочную тюрьму. И его невозможно освободить, ведь инструмент разрушения стен камеры уже находится внутри. Таким образом художница сделала по-своему ироничную иллюстрацию двусмысленной ситуации. Вроде бы всё есть, но всё равно чего-то недостаёт: присутствие и отсутствие одновременно. 

Розанна Погосян. «Молотки и банки». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Древнегреческий философ Парменид представлял себе Бытие как нечто цельное. Если бы Бытие имело части, значит, они были бы отграничены друг от друга пустотами — Небытием (а оно не может существовать исходя из собственного названия). Очевидно, подобное умозрительное Бытие испытывает недостаток пустого пространства, парадоксальное отсутствие отсутствия, и в силу этого оно становится неизменным и неподвижным. Ведь если нет частей и если Бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае одно Бытие должно двигаться относительно другого. И раз не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.

Виктория Александрова. Из проекта «Свет в тени прошлого». 2024 © Фото: Евгений Наумов

Итак, поблагодарим судьбу за то, что она даровала нам пробелы. Именно эти пустые места позволяют человеку двигаться вперёд, меняться, возрастать над собой. Отсутствие какого-то опыта, знаний, навыков — это не недостаток, а потенциал.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты