Пока в большинстве европейских городов музеи остаются закрытыми, Музей Гуггенхайма в Бильбао продолжает радовать местных жителей (пока только их) своими новыми проектами и выставками. Специально для DEL’ARTE Magazine культурный обозреватель Александра Загребельная, проживающая сейчас в Стране Басков, посетила выставку «Бильбао и живопись» об истории города конца XIX — начала XX века и написала свой краткий экскурс по экспозиции.
Подготовка к выставке «Бильбао и живопись» началась еще несколько лет назад, но именно сейчас проект как нельзя лучше вписывается в современный контекст. Работы, представленные здесь, отражают жизнь и реалии Бильбао в конце XIX—начале XX века — времени перемен, войн, эпидемий, но при этом и эпохи новых открытий и развития. Директор музея Хуан Игнасио Видарте на пресс-конференции сказал, что это отличная возможность взглянуть в прошлое и вдохновиться тем, чем жили и как справлялись со всеми невзгодами люди того времени.
Эта выставка — продолжение традиции музея поддерживать баскскую культуру и представлять местных художников и течения в искусстве. Дополненная архивными фотографиями и картами, она переносит нас в Бильбао на рубеже веков, в период, когда город стал одним из самых процветающих в Испании благодаря его коммерческой, банковской и культурной деятельности, а также металлургии.
© Guggenheim Museum Bilbao
Бильбао того времени — город, который разрастается во всех смыслах этого слова, что очень точно отражено и в местной живописи той эпохи. Двадцать шесть картин, представленных на выставке, были собраны в основном из частных фондов и коллекций, поэтому многие из них впервые экспонируются для широкой аудитории. Куратор Козьме де Бараньано с особым трепетом говорил о процессе подготовки, о том, как проходили переговоры с коллекционерами, и был очень горд тем фактом, что у широкой публики появится возможность впервые увидеть эти картины.
По решению куратора выставка разделена тематически на четыре зала.
В начале посетитель погружается в Бильбао XIX века через серию черно-белых фотографий, распечатанных в крупном формате. Этот зал контекстуализирует фигуру скульптора из Бильбао Пако Дуррио, создателя одного из важнейших произведений общественного искусства Испании ХХ века — памятника композитору Хуану Кризостомо де Арриага. Эта скульптура расположена напротив Музея изящных искусств Бильбао и, сочетая архитектурные элементы и аллегорические фигуры, символизирует преждевременную смерть композитора. Дуррио сыграл важную роль в истории искусства: он был душеприказчиком Поля Гогена, который доверил ему все свои картины перед последней поездкой в Полинезию в 1895 году, а также тем, кто впоследствии познакомил с этими новаторскими работами Пабло Пикассо (в 1901 году, когда молодой художник только переехал в Париж, Дуррио щедро предоставил ему свою студию).
© Guggenheim Museum Bilbao
В следующем зале представлены картины Адольфо Гияра, Игнасио Сулоаги, Ансельмо Гвинеи, Мануэля Лосада и Хосе Арру. На панорамных работах изображены новые экономические, социальные и городские пейзажи Бильбао конца XIX века. Большинство из них обычно украшают комнаты штаб-квартиры Sociedad Bilbaina, культурно-развлекательного общества, основанного в 1839 году и ставшего первым и главным помощником молодых художников того времени.
Adolfo Guiard. The River at Axpe (La ría en Axpe) © Guggenheim Museum Bilbao
Adolfo Guiard. On the Terrace (En la terraza) © Guggenheim Museum Bilbao
Тут же демонстрируются «Рассвет» Игнасио Сулоаги и «Валькирии» Мануэля Лосады, которые знакомят зрителей с просвещенной буржуазией того времени в лице членов другого важного культурного общества — Клуба Курдинга, созданного в 1894 году. Молодые бизнесмены и большие поклонники музыки лично заказали несколько картин для украшения стен нового клуба у своих бывших одноклассников, недавно вернувшихся из Парижа. Позже эти молодые люди сыграют ключевую роль в создании музыкальной культуры Бильбао — благодаря им в городе появились Филармония, Музыкальная академия Бискайя (предшественник Консерватории) и симфонический оркестр.
Ignacio Zuloaga Y Zabaleta. Dawn © Guggenheim Museum Bilbao
Следующий зал посвящен морским и горным пейзажам. Сразу бросается в глаза, что, несмотря на географическую близость, рыбацкие деревушки вокруг Бильбао используют разные цветовые коды для украшения кораблей и своих домов.
Море — повторяющийся мотив местных картин на рубеже веков, на него ссылается большинство художников, пытаясь как можно более точно воспроизвести цвет и отразить его жизненно важное значение для торговли и культуры города. Тут выделяются работы Рамона де Зубиаурре и триптих Густаво де Маэсту «Лиризм и религия», на котором запечатлен страх людей перед стихией и отчаяние из-за смерти рыбаков, так и не прибывших на берег.
Gustavo de Maeztu. Lyricism and religion (Lírica y religión) © Guggenheim Museum Bilbao
Сцены из сельского мира представлены работами Адольфа Гиарда и Франциско Итуррино, показывающими все великолепие местной природы и сцены сбора урожая, в которых зелень полей переходит в охру и желтый цвет. Среди постимпрессионистских работ выделяется модернистская и отчасти абстрактная картина Агустина Ибаррола «Тотем», изображающая простые инструменты сельского жителя в виде диковинных скульптур.
Adolfo Guiard. Harvest (La siega) © Guggenheim Museum Bilbao
Замыкает выставку зал, посвященный этнографическому видению, фольклору с упором на знаменитые баскские танцы. Здесь посетители смогут открыть для себя картины в стиле костумбризма. Это направление зародилось в Испании в конце XVIII века и выделялось особым интересом к народным архетипам, национальному колориту, а также стремлением к почти документальному описанию природы и быта простых людей.
Центральная картина этого зала и всей выставки — «Танцы Сулетена» Хосе Марии де Уселая. Она представляет энциклопедическое видение одного из старейших танцев Страны Басков — маскарада в Зубероа, который объединяет весь город и является его символом.
José Maria de Ucelay. Souletin Dances (Danzas suletinas) © Guggenheim Museum Bilbao
Большинство представленных художников малоизвестны за пределами Страны Басков, и эта выставка важна не столько с художественной, сколько с исторической точки зрения. Через крупномасштабные картины она концептуализирует различные моменты истории Бильбао и погружает во времена развития только зарождающегося города, который сейчас славится своей промышленностью, инновациями и, конечно, современной архитектурой.