Выставка Ивана Новикова «Против зерна»: диалог природы и цивилизации

В Московском музее современного искусства при поддержке со стороны галереи pop/off/art до 20 сентября проходит выставка «Против зерна» — первый персональный проект молодого московского художника Ивана Новикова. Центральной темой его произведений является соединение природы и цивилизации. Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Ерошенко рассказала о самых ярких произведениях Ивана Новикова.

Выставка «Против зерна» Ивана Новикова расположилась на двух этажах ММОМА на Гоголевском бульваре. Масштабная экспозиция представляет собой переосмысление десятилетней творческой практики художника и объединяет все его проекты, созданные за этот период. Кураторы ставили перед собой задачу показать творчество Новикова как единую последовательную практику, а не как мозаику из инсталляций разных лет.

Основная тематика работ Новикова — изучение взаимоотношений государства и человека, природы и человека, государства и природы, человека и культуры. Он раскрывает эти непростые вопросы через образы военных конфликтов, развернувшихся в Индокитае в ХХ веке.

Индокитайская война

«Перевернутая корзина». 2015-2020 гг. Фотограф: Владислав Шатило

Одна из известных инсталляций художника — «Перевернутая корзина» — посвящена четырехлетнему режиму «Красных кхмеров» в Камбодже. В центре зала размещен старый советский холодильник ЗИЛ — один из основных товаров, которые СССР поставлял в Камбоджу. Через хорошо знакомый зрителю предмет прорастает маракуйя. Этот образ обращен к проблеме взаимодействия природы и человека: становится ясно, что природа всегда побеждает цивилизацию, уничтожает все то, что создано руками людей, несмотря на нашу кажущуюся всесильность.

Особенно остро это чувствуется, если взглянуть на серию фотографий на стене. На них запечатлены «поля смерти» — массовые захоронения. Из-за того, что человеческие тела послужили питательным удобрением для растений, там выросли райские джунгли, хотя почва в Камбодже достаточно засушлива.

Режим «Красных кхмеров» вернул Камбоджу в каменный век. За четыре года существования Демократической Кампучии была разрушена система ирригации и архитектура, уничтожены многие произведения искусства. Для камбоджийских коммунистов важно было не просто уничтожить, а унизить культуру, поэтому живопись тушью или акварелью смывали водой, а более стойкие краски — растворителями. Взяв за основу эти приемы уничтожения картин, Новиков, наоборот, создает новую технику. Таким способом созданы холсты, дополняющие инсталляцию «Перевернутая корзина»: художник писал картины масляными красками, а потом уничтожал изображения, в результате чего остались только сами холсты. Они приобрели разные оттенки, потому что успели впитать те краски, которыми работал автор. Эта часть инсталляции заставляет задуматься о том, насколько хрупки произведения искусства, как легко уничтожить то, что считается достижением человечества, и дискредитировать способность создавать прекрасное.

«Чемодан без действия». 2017-2020 гг. Фотограф: Владислав Шатило

Арт-объект «Чемодан без действия» представляет собой открытый чемодан с установленным в нем экраном, на котором демонстрируется блогерская съемка прогулки в Гонконге с помощью объектива «рыбий глаз». Художник документирует свой маршрут через спальные районы к старому еврейскому кладбищу, которое сейчас представляет собой зеленый оазис посреди каменных новостроек. Видеоряд дополнен звуками природы, что вызывает у зрителя диссонанс — на экране оживленный город, толпы людей, но ничего этого не слышно.

«Чемодан без действия». 2017-2020 гг. Фотограф: Владислав Шатило

На стенах в рамах размещены листы водорослей нори, часто используемые в кулинарии. С помощью пастели художник имитирует текстуру циновки. Снова возникает несовпадение в восприятии — зритель видит циновку, достаточно прочный предмет, но одновременно с этим понимает, что листы нори очень непрочные и легко ломаются.

Инсталляция «Чемоданы без действия», основанная на диссонансах, символизирует нестабильность, непостоянство окружающей среды и создает впечатление, что ни в чем в существующем мире нельзя быть уверенным, — все будто существует только в нашем восприятии, а иллюзии рушатся, не успев окончательно сформироваться.

«Льенсо». 2016-2020 гг. Фотограф: Владислав Шатило

Инсталляция «Льенсо» наглядно представляет собой разделение Северного и Южного Вьетнама. На одинаковых деревянных платформах представлены узнаваемые предметы вьетнамской жизни: традиционные головные уборы, продукты питания. В отличие от предыдущих выставок, здесь деревянные поддоны размещены на потолке, а не на полу, в результате чего возникает нестандартная точка зрения на предмет — взгляд снизу вверх создает дистанцию между посетителем и инсталляцией. Верхний регистр произведения ассоциируется с образом крыши, за счет чего кажется, что зритель оказывается внутри вьетнамской хижины.

Две витрины и диаграмма показывают еще одну сторону Вьетнамкой войны — события представлены со стороны двух сверхдержав, США и СССР, столкнувшихся в маленькой азиатской стране. Щит со схемой-диаграммой, ассоциирующейся с научными презентациями, проясняет взаимосвязь геополитики и историй колоний. Фотографии в витринах сделаны матерью Ивана Новикова, которая входила в группу советских биологов, боровшихся с последствиями применения США химического оружия против народа Северного Вьетнама. Это объясняет интерес художника к Индокитайскому региону. Тему субъективности и автобиографичности искусства Ивана Новикова продолжает слайд-проекция «Искренне Ваш», посвященная его собственной биографии. Пояснительные надписи в презентации выполнены в свободной манере дружеского письма художника неизвестному адресату. Иван Новиков родился в вьетнамском городе Хюэ, жил как русский экспат — «нга», поэтому и ощущает себя одновременно и причастным к экзотическому миру, и чуждым ему.

Судьба империи

Цикл «Против зерна» 2020 г. Фотограф: Владислав Шатило

Скульптура «Дананг, я буду под дождем» 2016 года обращена к истории крупнейшего урбанистического центра в Вьетнаме. В настоящее время Дананг — развивающийся международный курорт. В прошлом город-порт был воротами для иностранцев миссионеров-иезуитов в XVII веке, французских колонизаторов в XIX столетии, солдат США во время Вьетнамской войны. Объект выполнен в технике традиционной вьетнамской поливной керамики, покрытой цветной глазурью. Расплывчатые, текучие линии сочетаются с прямоугольной деревянной конструкцией, символизирующей современные небоскребы. Необычная форма рождает ассоциацию со ступой для измельчения зерна и создает логичный переход к живописной серии «Против зерна», центральному произведению выставки. Иван Новиков вступает в диалог с американским пейзажистом Томасом Коулом, основателем живописной «Школы реки Гудзон», и вдохновляется его циклом «Путь империи». Абстрактная живопись с помощью цвета представляет разные этапы развития человеческой цивилизации. На первом полотне охотники и собиратели входят в райские кущи, на следующем — приручают животных и осваивают земледелие, дальше — строят города, используют мрамор, формируется государство и появляется идея величия империи. Следующие полотна олицетворяют упадок цивилизации — природные катастрофы, цунами и землетрясения разрушают все, что построено человеком, и природа снова торжествует. Спустя время придут новые завоеватели, и цикл снова повторится. Все цивилизации рано или поздно падут, природа восторжествует, а люди вернутся в лоно природы. Это неизбежный путь развития любого государства. Инсталляция Новикова снова возвращает ощущение хрупкости, нестабильности существующего мира, построенного человеком, и всесильности природы, которая, на самом деле, в любые времена была и будет сильнее человека.

Природа и искусство

В заключительной инсталляция «Я хочу бояться леса» в единой точке сходятся естественные природные формы и эстетика, созданная человеком. Четыре абстрактных картины, расположенные симметрично, формируют крест и вызывают ассоциацию с распятием и земной жизнью Христа. В то же время арт-объект будто задает ось координат и представляет собой четыре стороны света. Однако произведение вызывает ощущение, что природа и искусство связаны неразрывно. Природа дает хаотичную стихийную энергию, борется со всем авторитарным и рациональным, а искусство, в свою очередь, будто упорядочивает разрушительную силу.

«Я хочу бояться леса» 2014 г. Фотограф: Иван Гущин

Выставка «Против зерна» обращена к актуальным вопросам современности. Человеку кажется, что, подчинив себе все четыре стихии, он стал хозяином всего мира, хотя на самом деле это не так. Природа по-прежнему сильнее людей и относится к ней нужно бережно и осторожно. Кроме того, Иван Новиков, обратившийся к редкой в русском искусстве теме Вьетнамской войны, приближает эти события к нашей действительности, несмотря на хронологическую и географическую отдаленность. Индокитайская война на самом деле очень сильно повлияла на культуру двух мировых сверхдержав, и это становится очевидным после знакомства с творчеством молодого художника. Соединив воедино все произведения, созданные за последние 10 лет, Иван Новиков вступил в диалог с современниками, предлагая им задуматься о роли человека в мире, о жизни цивилизаций и о том, что любое искусство неразрывно связано с первозданной природой.

Интервью Ивана Новикова можно прочитать на нашем сайте по ссылке.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Автор: Александра Ерошенко

Другие статьи