Шла вторая неделя карантина, и творчеству стало тесно в рамках небольших комнат. Специально для DEL’ARTE Magazine Анастасия Симохина узнала, насколько реально проводить съемки на расстоянии гораздо большем, чем два метра, и как поменялась жизнь фотографов с появлением нового вида съемок – онлайн.
@daniil.shvedov
«Большую часть моего творчества в обычное время занимает коммерческая фотосъемка, а именно: репортажная, портретная и архитектурная. Для себя я снимаю стрит-фото. Я восхищаюсь улицами, городом и тем, что меня окружает. Самоизоляция очень сильно повлияла на творческих людей, в том числе и на меня. Нас будто заперли, но во благо.
Сперва фотосессию по Facetime я увидел у итальянского фэшн фотографа Алессио Альби (@alessioalbi), потом у Константина Чалабова (@chalabov), и тоже решил попробовать поснимать. Сложность съемки заключается в одном важном моменте: чтобы построить композицию, нужно контролировать и выстраивать процесс съемки руками другого человека, поэтому получается как бы наощупь. Некоторые модели, которым я предлагал такую идею, от нее отказались, т.к. считают ее странной. Но на самом деле это классный опыт, потому что это не требует крутой камеры и дорогих объективов. Если у тебя есть FaceTime — действуй. Обработка тоже проходит в обычном редакторе, всем доступном VSCO.
Сейчас в мире фотографов люди разделились на два типа: есть те, кто считают это извращением и обесцениванием фотографии, и те, кто увидел в этом что-то новое и начал работать».
@sergeybarokko
«Съемка через скайп не только забава, но и препятствие, которое может тебя проверять, тренировать. Привычная картинка разваливается на пиксели, теряются детали, не остается возможности влиять на экспозицию, угол обзора, двигаться. Каждый последующий кадр выстраивается все тщательнее, приходится выверять композицию как никогда ранее. Ведь невозможно оказаться в том пространстве, примерить его на себя. Максимально включаешь свое воображение. Динамический диапазон падает до черного и белого, ты мыслишь уже не полутонами, а крупными контрастными пятнами.
Имеет ли такой способ право называться фотографией? Да, это лишь новый фильтр, новый инструмент. Способ с одной стороны остается достаточно документальным, с другой — дает необычную художественную выразительность. Это делает общение с человеком еще интересней и, возможно, глубже. Фотограф не только обсуждает с ним привычные темы, но большую часть съемки руководит тем, на сколько сантиметров и в какую сторону нужно подвинуть камеру, каким образом войти в кадр. Потом вы начинаете постоянно путать право/лево/верх/низ, направление движения. В итоге получается новый уровень взаимопонимания, а еще это просто весело (но, возможно, не для людей с отсутствием терпения)».
@nessmarmeladova
«Карантин подорвал мой творческий процесс, так как основной мой профиль в фотографии — женский и мужской портрет. Поэтому я была безумно рада, что увидела у итальянского фэшн-фотографа удаленную съемку через Skype. Сразу же после этого я предложила своей постоянной модели попробовать аналогичную съемку. Сам процесс проходит так: в первую очередь мы продумываем образ и выбираем место в квартире. Далее мы созваниваемся по видеосвязи, модель ставит телефон. Хорошо, если у кого-то есть штатив, если нет — помогают полки, книги, в общем, все подручные средства. Я записываю экран на ноутбуке, чтобы было хоть какое-то, пусть даже и минимальное качество. Параллельно подсказываю модели как встать, что сделать. После покадрово отсматриваю заснятое видео и выбираю кадры, процесс выходит гораздо длиннее, чем после обычной съемки. Обработку делаю на телефоне в VSCO или Lightroom. Ретушь практически не нужна, за исключением редких случаев. Трудности, конечно же, возникают, даже просто потому, что это абсолютно новый формат для фотографов. Да и модели очень нервничают, по их словам, потому что невозможно себя увидеть, весь экран компьютера занимает мое лицо. Хотя на обычной съемке посмотреть на себя тоже нельзя, но в таком формате людям больше хочется видеть, как они выглядят сейчас. Очень мешают засветы, которые невозможно исправить как обычно, при помощи экспозиции. Недавно во время съемки мы не могли понять, откуда возникают засветы: свет был хороший, модель в черной куртке. Она выходит из кадра – все в порядке, заходит обратно – засветы есть. Оказалось, что все дело в черной куртке, камера FaceTime решила ее высветлить, т.к. для нее это просто черное пятно.
При всем этом, в таких фотографиях есть атмосфера и свой шик, они чем-то похожи на пленку».
@tertiusalio
«До всех текущих событий я снимал людей и во время изоляции продолжаю этим заниматься. Полагаю, что и после пейзаж не станет моим любимым жанром. Многие сейчас не любят эту фразу, но «сейчас мы живем в удивительное время!». Онлайн портрет стал той новой вирусной фишкой, которую я подхватил, благо без каких-либо дополнительных корон. Мне нравится, что даже в сложившейся ситуации все еще можно творить и взаимодействовать с людьми. Первый мой опыт в съемке по FaceTime был в качестве модели — замечательный фотограф, актер Леша Фокин (@fokinman) поснимал меня с девушкой. Процесс показался мне весьма веселым и занятным, и следующую съемку я уже проводил самостоятельно с друзьями — очень красивой парой Сергеем и Ксенией.
Я – кинестетик, было довольно трудно принять, что люди вне досягаемости, до них нельзя дотронуться. Но результат съемки мне весьма понравился: отдаленно напоминает плохо отсканированную пленку — лампово и нежно. В последующие дни у меня было больше десяти таких съемок. Я принял правила игры и просто наслаждался этим забавным процессом с легкими нотками абсурда. Когда интернет печальный, интересно делать не скриншоты, а переснимать экран камерой. Это дает свою магию.
Я рекомендую каждому фотографу попробовать такой способ: снимая на камеру, иногда даже с совсем ужасным качеством, можно увидеть более целостную картину, композицию, чем когда снимаешь на дорогую камеру с крутым объективом и заморачиваешься ненужными мелочами. Очень отрезвляет».
@mariaionovagribina
«Я фотограф и художник, работаю в области современной фотографии и искусства. В основном это документальные съемки для российских и западных СМИ, а также работа над своими проектами. Многие мои фотографии находятся в музеях и частных коллекциях. Когда в марте стали резко отменяться все съемки, я поняла, что нужно что-то делать, иначе я останусь без заработка. Пришла в голову идея снимать при помощи видеосвязи. В тот момент я, конечно, ничего подобного не знала и не видела. Мне кажется, многие начали так делать в одно и то же время, но пока пробовали и понимали, как с этим работать, особо не выкладывали фотографий. Это ведь способ далеко не новый, и он существует довольно давно. Первые предвестники подобной фотографии — это пересъемка экрана телевизора. Когда появилась видеосвязь, фотографы и художники также использовали скриншоты или пересъемку экрана компьютера для своих проектов больше как некий метод, который был обусловлен концептуально. Сейчас это не только концепция, просто невозможно снимать по-другому. И это прекрасно. Во-первых, это возможность как-то продержаться и заработать деньги; во-вторых, это помощь людям сделать свои портреты при помощи профессионалов и запечатлеть то время, в котором мы сейчас находимся. Я сейчас снимаю не только для частных заказчиков, но и работаю над своим проектом про ситуацию в мире, связанную с пандемией: это портреты людей, которые заболели COVID-19, потеряли работу или застряли в других странах. Вчера я снимала свадебный портрет – пара только вернулась из ЗАГСа, и я фотографировала их с букетом. Я продолжаю работать для СМИ, снимаю, например, для «Таких дел» и «Медузы». Методов съемки, как я уже говорила, два: съемка экрана или скриншот. Каждый раз я использую разные способы: визуально картинки отличаются. Иногда я прошу модель включать обычную, а не фронтальную, камеру, чтобы человек себя не видел и не влиял на съемку. Трудности возникают, когда у человека плохой интернет, картинка получается размытая, пиксельная. Иногда связь запаздывает, из-за этого коммуницировать становится сложнее. В веб-съемке работа фотографа все равно остается главнее, чем работа модели: это и итоговый выбор кадров, и обработка, такая же, как в обычной фотографии».
@nastyadrozhzhina
«Самоизоляция застала меня врасплох, как и многих моих коллег. Я портретный фотограф, моё творчество напрямую связано с людьми, поэтому как только всех закрыли по домам, любые перспективы работы сразу пропали. Впервые я узнала об онлайн-съёмке из Instagram: многие интернет-издания и знакомые репостили материал об итальянском фотографе Алессио Альби (@alessioalbi), который придумал проводить фотосессии по веб-камере. Поначалу я отнеслась к этой истории с долей иронии — мол, молодец, парень, выкрутился. Потом несколько моих коллег написали о том, что ищут героев для подобных экспериментов, и мне стало интересно попробовать сотворить что-то самой. С первой фотосессии и по сей день я стараюсь максимально задействовать пространство, в котором находятся герои, превратить домашние мелочи в реквизит и воплотить в жизнь все свои давние идеи. В новых условиях, когда ты имеешь возможность контролировать процесс только дистанционно и снимаешь на телефон, даже самая очевидная задумка играет новыми красками. Такого вдохновения, как от этих съёмок, у меня не было никогда. Во время каждого видеозвонка во мне смешивается множество чувств: от волнения за процесс до безумного восторга от современного уровня технологий. Это просто невероятно: мы имеем возможность творить без необходимости встречаться лицом к лицу со своей моделью. Творить, несмотря ни на что. Пусть качество картинки не такое высокое, как во время съёмки на тот же телефон, его достаточно для того, чтобы создавать интересные фотографии, похожие на старые слайды. Фотографы сейчас разделились во мнениях насчет фотосессий по веб-камере: одни считают их баловством, другие с горящими глазами осваивают новый «жанр». Лично для меня это отличная возможность продолжить творить, проверить свои силы и запечатлеть людей в это странное время, которое никогда не повторится».
@raduzhna.m
«Моя фотография — про чувства и эмоции, про людей которые любят, про настоящие моменты. Съёмку через FaceTime впервые увидела у итальянского фотографа Алессио Альби, и решила поучаствовать в этом эксперименте. Это стало для меня своего рода выходом из зоны комфорта, так как я не нахожусь с людьми в моменте кадра, а становлюсь лишь зрителем, сторонним наблюдателем.
Но от этого сам процесс прокачивает настроенность, коммуникабельность, ведь приходится объяснять человеку по ту сторону веб-камеры то, куда посмотреть, что сделать, и, самое важное, куда разместить сам телефон, чтобы в кадре всё было как можно лучше со светом и ракурсом.
Основные сложности с которыми пришлось столкнуться — это качество видеосвязи во время процесса съемки, так как по факту даже снимок сделанный с отличной связью априори нельзя сравнивать с тем что получается через профессиональную камеру. Но съемка через FaceTime больше про содержание снимка, нежели про качество. Люди сидят дома, и никакой речи не может идти про фотостудии, поэтому кадры приобретают особую ценность, ведь фотография – это прежде всего память момента. Поэтому для меня это повод сделать людей чуточку счастливее в непростое время, а также большая возможность позвонить в любую точку мира, как я сделала, созвонившись с ребятами, которые временно живут сейчас во Вьетнаме».