Фестиваль Pianissimo открывает новые имена

В Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде продолжается Международный фестиваль Pianissimo. Молодые пианисты со всего мира выступают с концертами на трёх площадках: в Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2», Большом итальянском просвете Нового Эрмитажа и Пакгаузах на Стрелке. Екатерина Беляева посетила первые концерты в Актовом зале «ГЭС-2» и представляет читателям DEL’ARTE Magazine трёх участников фестиваля. В фокусе россияне Пётр Акулов и Лев Чефанов, а также гость из Италии Джакомо Тора.

По идее устроителей фестиваля Pianissimo знакомство аудитории с молодым поколением музыкантов происходит в новых для академической музыки пространствах. В случае с Домом культуры «ГЭС-2» речь идёт о необычном зале с прозрачной стеной с видом на берёзовую рощу и закатное небо. Концерты начинаются в восемь вечера, когда лучи солнца ещё настойчиво заглядывают через стекло в зал, слегка ослепляют зрителей, мешая сосредоточиться, но явно приглашая к медитации. Ближе к концу концерта ситуация со светом меняется, пространство становится похоже на современный концертный зал с окном. Во время августовских концертов из-за сокращения светового дня игры с солнцем прекратятся, но будет возникать новые эффекты.

Пётр Акулов © Фото: Аня Тодич

Московскую программу летнего смотра открывал концерт Петра Акулова. Семнадцатилетний пианист родился в Москве. Он совмещал занятия в ЦМШ при Московской консерватории имени П.И. Чайковского с учёбой в легендарной школе №57 с математическим уклоном. У Петра за плечами победы на многочисленных международных смотрах, но российские меломаны обратили на него внимание в 2021 году во время юношеского конкурса Grand Piano Competition, где Акулов вместе с Сергеем Давыдченко завоевал Гран-при. В 2024 году он с отличием окончил Московский музыкальный колледж им. Гнесиных в классе М.С. Железнова. Дальнейшее образование пианист планирует получить в Оберлинской консерватории в США, в классе профессора Юденича.

Свою сольную программу, составленную достаточно традиционно, Акулов начал с Токкаты ре минор Баха, которую исполнил в несколько лобовой манере, чем ярко продемонстрировал своё отношение к ранней музыке. Понятно, что излишнюю громкость звучания токкаты стоит списать на волнение юного пианиста, связанное с ответственностью открывать солидный фестиваль в Москве, и тем не менее это своего рода декларация. Ему явно хочется представить музыку, написанную триста лет назад, максимально современной и понятной. Бах предстаёт здесь светским композитором. А играя на бис другое сочинение Баха, Акулов предлагает зрителям расслышать тихий звук. Также в программу концерта вошли произведения Шопена, в том числе и знаменитый «мазурок» из «Трёх мазурок» (соч. 63), который Михаил Фокин включил в партитуру своего балета «Шопениана». Пианисту удалось передать приподнятое настроение ритмичных пьес, зрители еле сдерживались, чтобы не начать двигаться в такт с музыкой. В певучей «Баркароле» Шопена явственно слышался плеск волн. Артист с лёгкостью нарисовал многоцветный живописный пейзаж. Убедительно прозвучали «Симфонические этюды» Шумана, и в целом выбор «большого» продолжительного произведения для концерта был сделан правильно («Симфонические этюды» длятся около 30 минут — Е.Б.). Хочется верить, что учёба в Америке не помешает Акулову в будущем выступать в родной стране.

Джакомо Тора © Фото: Аня Тодич

 Итальянец Джакомо Тора оказался самым взрослым участником летних концертов. Он родился в 1995 году и уже завершил своё музыкальное образование в консерваториях Мантуи и Лондона. В настоящее время проживает в Лондоне и выступает как концертирующий пианист в разных городах Европы. Он также начал своё выступление с Баха, очень академично в сдержанной манере сыграв «Арию с вариациями в итальянском стиле ля минор». Были в его программе и такие раритеты, как «Кипарисы» Кастельнуово-Тедеско и избранные пьесы из цикла «Игры» Куртага. Действующий классик современной академической музыки Дьердь Куртаг (р. 1926) начал сочинять «Игры» в 1973 году, выпуская пьесы в формате тетрадей, последняя из которых — девятая — была издана в 2017 году. Всего композитор написал в этом цикле более четырёхсот произведений для фортепиано, выстроенных по принципу «от простого к сложному». Какие именно пьесы сыграл Тора сказать сложно, но он выбрал те, где имелись продолжительные глиссандо, которые было удобно исполнять на скорости его длинным пальцам. Также он использовал эффект «препарированного», или «подготовленного» пианино, предварительно сходив в кулису за нотами, которые он положил внутрь инструмента. Молодые пианисты редко играют в сольных концертах опусы современных композиторов, но с первой минуты выступления Торы стало ясно, что это часть его вселенной. Он одинаково гармонично и информативно представляет эпоху барокко, романтиков и модернистов. В его игре можно расслышать голоса итальянских футуристов и увидеть геометрию их композиций. Кульминацией программы музыканта стала «Фантазия-соната „По прочтении Данте“» Листа, исполняя которую Тора внезапно перевоплотился в темпераментного и гневного рассказчика истории несчастной Франчески Да Римини, обречённой писателем на муки в кругах ада.

Лев Чефанов © Фото: Аня Тодич

Третий участник смотра, семнадцатилетний Лев Чефанов, ещё не закончил обучение в ЦМШ, хотя уже не один год является постоянным солистом абонементов Московской консерватории и активно гастролирует в России и Европе. Его первым педагогом в школе была легендарная Кира Шашкина, у которой учился Михаил Плетнёв. Может, не случайно в программу концерта Чефанова попал фрагмент из балета «Щелкунчик» (Па де де Маши и Принца) в обработке для рояля, выполненной Плетнёвым.

На концерте в «ГЭС-2» юный пианист заметно волновался и смог собраться с мыслями, когда он интерпретировал трудную «Сонату ля бемоль мажор» Шуберта, подготовленную, скорее всего, вместе с педагогом Андреем Лимаевым. В этой интерпретации Шуберт предстал очень близким моцартовской традиции композитором. И хотя произведения венского гения не были здесь заявлены, легко представить музыканта, играющего концерты Моцарта в аутентичной манере. Обширную программу, составленную из произведений Баха и Бузони, Брамса, Шостаковича, Шуберта, Шопена, Скрябина, Чайковского, Плетнёва, Равеля и Рахманинова Чефанов превратил в увлекательное путешествие по лабиринту эпох и стилей. Так, он объединил тревожное «Па де де» из балета «Щелкунчик» с размеренной «Паваной на смерть инфанты» Равеля через attacca, присовокупив сюда «Этюд-картину ре мажор» Рахманинова.

Лев Чефанов на поклонах в Актовом зале «ГЭС-2» © Фото: Аня Тодич

В контексте сегодняшней изоляции России миссия фестиваля Pianissimo видится гораздо шире, чем знакомство аудитории с именами новых лидеров пианистического искусства. Международный статус смотра подстёгивает российских участников, как в случае со Львом Чефановым, который после июльского концерта в Москве проснулся не просто талантливым мальчиком, подающим надежды, а музыкантом с проблесками гениальности. Хочется выразить благодарность руководителю фестиваля Алексею Городневу, который не боится включать в программу малоизвестных и очень молодых исполнителей. Даже если концерт вызывает спорные отклики, слушатель получает новую информацию о музыкальной традиции страны, откуда родом приглашённый музыкант. Это очень ценно.  

В августе в Доме культуры «ГЭС-2» пройдут три заключительных концерта московской программы фестиваля: 6 августа выступит китайский пианист Ян Фанг, 7 августа — уроженец Южной Кореи Сунмин Ким и 14 августа — россиянин Александр Князев.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты