В рамках официальной параллельной программы 59-й Венецианской биеннале современного искусства до 9 ноября 2022 года в Галерее Академии и Палаццо Манфрин работает масштабная выставка работ Аниша Капура. Фоторепортаж с выставки для DEL’ARTE Magazine подготовила Дарья Чертоляс.
Родившийся в 1954 году Капур получил всемирную известность в 1990 году, когда ему доверили представить Великобританию на биеннале в Венеции. Для экспозиции его работы Void Field, состоящей из 16 огромных блоков песчаника, пришлось укреплять пол павильона. Капуру вручили премию Premio Duemila, которой отмечают заслуги художников в возрасте до 35 лет. Годом позже художник стал лауреатом престижной британской Премии Тёрнера, а затем и обладателем рыцарского звания. Сегодня его обманчиво-простые работы, стоимость которых достигает семизначных сумм, экспонируются в музеях и выставочных пространствах по всему миру.
Аниш Капур. «Гора Мориа у ворот в гетто», 2022. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Превращая воду в зеркало, кровь в небо», 2003. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Небесное зеркало», 2018. Галерея Академии © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур стал первым британским художником, удостоенным чести выставить свои работы в залах Галереи Академии.
Аниш Капур. «Внутренний объект в трех частях», 2013 – 2015. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Внутренний объект в трех частях», 2013 – 2015. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Три», 1990. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Картина», 2021. «Зеркало», 2017. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
В экспозиции отразили ключевые моменты карьеры художника – помимо его знаменитых произведений из отполированной до зеркального блеска нержавеющей стали (Vertigo, Sky Mirror и Turning Water into Mirror, Blood into Sky), в обеих локациях представлены и ранние геометрические скульптуры из песчаника (White Sand, Red Millet, Many Flowers), и живописные полотна (серии God’s Advice to Adam, Ritual Acts, There Are Always Two Deaths и другие), и напоминающие о бойне инсталляции из окрашенного в красный цвет воска (Shooting into the Corner, The Unremembered, Sacrifice). Один из примеров последней категории, перевернутая Mount Moriah at the Gate of the Ghetto, встречает посетителей на входе в Палаццо Манфрин.
Аниш Капур. «Симфония для любимого солнца», 2022. Палаццо Манфрин © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур. «Незабытое 2020». Галерея Академии © Фото: Дарья Чертоляс
Аниш Капур.«Стрельба в угол», 2008 – 2009. Галерея Академии © Фото: Дарья Чертоляс
Также Капур впервые показал работы, созданные с использованием «самого черного в мире» пигмента Vantablack (Black Absence, Vertical Abyss, Dimensional Void, серия Non-Object Black и др.). Он состоит из вертикально выровненных углеродных нанотрубок и способен поглощать 99,965% падающего света и делать объекты двухмерными. В 2016 году британский художник приобрел права на вещество и переименовал его в Kapoor black, вызвав скандал в арт-сообществе: в ответ его коллега Стюарт Сэмпл запретил Капуру приобретать созданный им «самый розовый пигмент». Главным вдохновителем визуальных трюков с использованием черного пигмента Капур называет Казимира Малевича.