До 27 ноября 2022 года в венецианском палаццо Гримани ди Санта Мария Формоза представлены два проекта, ведущие диалог между прошлым и настоящим, – выставки «Домус Гримани. Зал дожа» и «Георг Базелиц: Арчинто». Специально для DEL’ARTE Magazine Ольга Муфель представляет фоторепортаж проекта из Венеции.
Музей Палаццо Гримани. «Домус Гримани». Скульптурная группа с Дионисом и сатиром в комнате Дожа, вторая половина II века. Фото: Ольга Муфель
В 1521 году палаццо приобрели для ставшего дожем Антонио Гримани. Позднее дворец перестроили его внуки Витторе, прокурор Венецианской республики, и Джованни, епископ и патриарх Аквилеи.
Музей Палаццо Гримани. «Домус Гримани». Слева: Портрет Доменико и Марино Гримани, XVII в., холст, масло. Справа: портрет Антонио Гримани, XVII в., холст, масло. Фото: Ольга Муфель
До 1865-го им владели потомки семьи Гримани, государство выкупило разрушающееся здание только в 1981 году. Почти все скульптуры и картины из него к тому времени хранились в Археологическом музее и библиотеке Марчиана, часть принадлежала частным коллекционерам.
Музей Палаццо Гримани. «Домус Гримани». Лаокоон и его сыновья, XVIII в., гипс. Фото: Ольга Муфель
Реставрация палаццо длилась почти 30 лет и завершилась только в 2008 году. Главными экспонатами музея являлись фрески, рельефы, потолочные росписи, камины и виды, открывающиеся из окон.
Музей Палаццо Гримани. «Домус Гримани». Камин с мраморным барельефом в комнате Психеи, XVI в. Фото: Ольга Муфель
Выставка «Домус Гримани. Зал дожа» воссоздает атмосферу аристократической резиденции XVI века. Экспозиция частично повторяет выставку 2019 года «Домус Гримани. 1594–2019».
Музей Палаццо Гримани. «Домус Гримани». Вид на парящую статую Ганимеда в зале Трибуна, конец II в., мрамор. Фото:Ольга Муфель
В зале, который Джованни Гримани построил в память о своем деде, установлены 20 скульптур. Именно эти произведения искусства, позаимствованные из других венецианских музеев и частных собраний, находились здесь в конце XVI века. Еще 11 скульптур, когда-то принадлежавших Джованни Гримани, разместили в соседних залах.
Музей Палаццо Гримани. «Георг Базелиц: Арчинто». Zero Mobil, 2014. Фото: Ольга Муфель
На первом этаже палаццо проходит персональная выставка немецкого неоэкспрессиониста Георга Базелица (род. 1938). Экспозиция под кураторством Марио Кодоньо организована совместно с галереей Ларри Гагосяна. Ее название отсылает к портрету кардинала Филиппо Арчинто кисти Тициана (1558). Так Георг Базелиц отдает дань уважения богатой художественной традиции Венеции и демонстрирует ее отличие от современной живописи.
Музей Палаццо Гримани. «Георг Базелиц: Арчинто» / «Домус Гримани». Слева: «Где Арчинто?», 2020 и бюст Сабины в образе Цереры, XVI в., бронза. Справа: «Арчинто за углом», 2020 и бюст Адриана, XVI в., бронза. Фото:Ольга Муфель
В экспозицию вошли 24 картины и 4 скульптуры. 12 полотен, помещенных в датирующиеся XVIII веком рамы из лепнины, были написаны специально для этого проекта.