Фоторепортаж выставки «Ландшафты тела» с куратором Ксенией Чемезовой

В Петербурге в галерее Ones Mind проходит выставка «Ландшафты тела». В проекте, посвящённом феномену телесности, семь художников размышляют над современными телесными канонами и переосмысляют их. Редакция DELARTE Magazine предложила куратору выставки Ксении Чемезовой рассказать об идее создания выставки и о самых интересных результатах её эксперимента по поиску новых форм и парадигм понимания тела человека.

 

Ксения, могли бы вы рассказать, как появилась идея такой выставки и удалось ли вам достичь поставленных целей? Какие новые формулы тела вам с художниками удалось найти?

Куратор галереи Ones Mind Ксения Чемезова © Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

«В каждую эпоху темы тела и телесности привлекают художников и деятелей культуры и наделяются определёнными особенностями. Социальные, культурные, экономические и этические изменения в обществе побуждают современных авторов обратиться к этим темам и сформировать особые принципы конструирования предметности. Изучение свойств телесности и внутреннего ландшафта тела помогает ответить на извечный вопрос, занимающий каждого человека: „Кто я?“»

Пространство выставки «Ландшафты тела» © Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

«Идея создать выставку, посвящённую этому вопросу, появилась чуть больше года назад, однако за это время изначальный план существенно изменился. В ходе работы над проектом я поняла, насколько эта тема многогранна и разнообразна: как минимум я придумала ещё три выставки о телесности. В то же время мне хотелось не фокусироваться на узкой проблематике — образе женского тела или телесных метаморфозах, спровоцированных влиянием цифровой реальности, — а раскрыть заявленную тему в разных плоскостях. Благодаря этому удалось затронуть отличные друг от друга концепции восприятия телесности, которые не спорят, а дополняют друг друга. Кроме того, выбранный подход во многом объясняет состав участников, а также многообразие форм и материалов.

Тема тела довольно часто звучит в творчестве женщин-художниц. Пожалуй, самым громким подтверждением этому может стать Венецианская биеннале 2022 года, в которой участвовало рекордное количество женщин. Как мы помним, одной из ключевых её тем стало телесное перевоплощение, иногда переходящее в мутацию. В текущем проекте мне хотелось включить в диалог о теле мнение художников, которые работают с мужскими образами. Так, например, появилась хронофотография Дмитрия Закунова».

Хронофотографии Дмитрия Закунова из серии «Трансгрессия», 2023
© Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

«С некоторыми авторами я познакомилась в процессе подготовки выставки, за какими-то художниками я следила в социальных сетях, а с кем-то сотрудничала ранее в других проектах. Летом прошлого года я даже поехала в Пермь на выставку «Дикое счастье», чтобы увидеть работы уральской художницы Екатерины Поединщиковой. Её произведения представлены в нашей галерее.

Чем больше я погружалась в творческие высказывания авторов, тем ярче выявлялась внутренняя связь между ними, хотя ощущения от произведений и контекст были разными. Всех авторов объединяет стремление выйти за привычные рамки физической оболочки и создать некий новый образ, в основе которого — реальные формы и объёмы. Поэтому на выставке мы наблюдаем интерес к трансформациям и метаморфозам: из фигур прорастают флоральные мотивы, а силуэты расплываются и раздваиваются, превращаясь в телесные калейдоскопы. Такие перевоплощения во многом связаны с тем, что участники проекта нередко обращаются к пограничным или переходным состояниям, ведь тело человека видоизменяется каждую секунду, хоть мы и не всегда это понимаем».

Фрагменты «Книги художника» Екатерины Поединщиковой
© Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

Фрагменты видеоинсталляции из серии «Сегментация», Екатерина Поединщикова
© Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

«Ещё один путь, по которому развивается современное понятие телесности, пролегает между цифровым и реальным миром. Посредством традиционных медиумов художники раскрывают внутренний конфликт взаимодействия этих пространств: в полотнах Саши Кочетковой фигуры постепенно растворяются, а работы Евгении Болюх показывают безграничные возможности и свободу самовыражения в виртуальном мире. Проще говоря, цифровая оболочка зависит только от внутренних ограничений и насмотренности человека».

Работы Александры Кочетковой © Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

DASHA и DASHA2, Евгения Болюх, 2023 © Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

 «Размышляя на заявленную тему, невозможно обойти стороной невербальную коммуникацию, звуки и запахи. Усилить эмоциональное восприятие произведений помогли ольфакторные композиции, составленные Кристианой, основательницей петербургского бренда NOL’. Это наше второе взаимодействие в рамках выставок, и я очень рада, что публика активно вовлекается и положительно реагирует на ароматы.

Кроме того, в этом проекте я решила несколько расширить выставочное пространство и задействовать зеркальный коридор, в котором сейчас располагается инсталляция Полины Уваровой, созданная специально для выставки. Мы познаем наше тело в основном с помощью зеркала, поэтому отказаться от этой возможности я не могла. На металлических табличках, прикреплённых к зеркалам, нанесён текст, побуждающий зрителя окунуться в воспоминания и обратиться прежде всего к чувственному опыту».

Инсталляция «Между телом и душой» Полины Уваровой
© Фото предоставлено пресс-службой галереи / Ольга Гилёва

«Безусловно, мне бы хотелось продолжить изучение телесных формул в современном искусстве. Поэтому мы подготовили обширную публичную программу с перформансами, лекциями о телесности, арт-медиациями и кураторскими экскурсиями. Надеюсь, мероприятия позволят обогатить представления о телесности и восполнить имеющиеся лакуны в истории изучения этого явления».

Выставка «Ландшафты тела» в галерее One’s Mind продлится до 25 февраля 2024 года.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты