Интервью-экскурсия с куратором Анной Кистановой по выставке «Фальконье. Архитектура света»

Самая завораживающая московская выставка этого года — «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры им. Щусева. Специально для DEL’ARTE Magazine Алёна Григораш поговорила с куратором, директором — главным хранителем Музея Мельниковых Анной Кистановой и подготовила подробное интервью-экскурсию о том, как собиралась экспозиция, о судьбе кирпичей Фальконье в российской и советской истории и почему эта выставка — настоящий социокультурный проект. 


Выставка «Фальконье. Архитектура света» позиционировалась как исследование. Когда оно началось и какие открытия удалось сделать? В чём заключается особая сложность и ответственность такого подхода к выставочному проекту?

История Музея архитектуры и Фальконье началась в 2019 году, когда сотрудникам музея удалось посетить выставку Гюстава Фальконье в его родном городе Ньоне. Она называлась «Мечты архитектора. Стеклянные кирпичи Фальконье». Тогда и появилась идея этот проект привезти в Москву и дополнить русской историей. У нас было сотрудничество и соглашение с музеем Шато де Ньон, но его экспонаты до нас не доехали. В 2021 году мы поняли, что нам полностью придется менять концепцию, учитывая, что швейцарских экспонатов не будет, а флигель «Руина» уже забронирован под экспозицию.

Мы приняли решение показать историю Фальконье на первом этаже во временной развёртке — таймлайне. На ромбовидных плашках в виде кирпича модели № 9 мы собираем мозаику из истории жизни и изобретений Фальконье по принципу родился – выучился – начал изобретать – сколько патентов заключил на материалы и строительные детали.

© Фото: Алёна Григораш

Самое интересное, что первый патент он получает во Франции, потому что в это время патентного права в Швейцарии ещё не существовало, только в 1886 году он заключает, наконец, патент в Швейцарии и уже начинает получать первые заказы. Кроме того, мы объясняем, что такое стеклянный кирпич, потому что как в России, так и в мире, это белое пятно в истории. Коллеги из Швейцарии также открыли Фальконье для Европы. Поэтому у выставки не только исследовательская миссия, но и образовательная цель. Мы показываем как технологию изготовления стеклянного кирпича, так и отводим специальную стену под рисунки и патенты чертежей. Сделаны они по лежащим в открытом доступе швейцарским архивам. Все основные модели кирпичей подписаны и отрисованы по номерам с цифрами высоты граней.

Эти пропорции нужны для того, чтобы кирпич обладал определённой прочностью?

В том числе. Кирпичи с  номерами моделей № 3, 5, 7, 8, 9 пошли в массовое производство. В России самыми ходовыми были модели №9 в форме ромба.

Эта выставка — исследование, потому что мы столкнулись в полным отсутствием информации в профессиональной литературе. Я даже скажу больше: архитекторы, которые использовали в своих проектах стеклянные кирпичи Фальконье, на чертежи их не выносили. Для нас это был шок. Единственный лист, где нарисованы эти кирпичи, мы нашли в доходном доме Ерошенко в Санкт-Петербурге по адресу: Басков переулок, 5.

© Фото: Алёна Григораш

Основной источник — фотографии, прейскуранты, то есть каталоги изделий у промышленных производителей. Самые большие каталоги были у «Франк и Ко» и Нечаева-Мальцова, владельца Гусевского хрустального завода. Информацию о них просто можно было найти в Библиотеке им. Ленина. По кусочкам, как мозаику, мы собирали русскую историю освоения стеклянного кирпича Фальконье в Российской империи. Понятно, что они к нам попали через Польшу. В 1890-х их импортом поставляли нам из Германии, а затем «Франк и Ко» (как и Нечаев-Мальцов) купили патент и вплоть до 1922 года оставались самыми крупными производителями стеклянных кирпичей в России.

Исследования не прекращаются, потому что до сих пор эти кирпичи могут быть в квартирах, заложенные простой кладкой и замазанные масляной краской. Это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других русских городов – Саратова, Самары, Нижнего Новгорода и т.д. Поэтому организована обратная связь с Музеем на случай обнаружения кирпичей, тогда они будут включены в список. Так мы надеемся, что люди будут внимательней к наследию.

© Фото: Алёна Григораш

Это настоящий социокультурный проект!

Параллельно велось исследование NWGlass.lab, которое является экспериментальным производством из Санкт-Петербурга, — они отливали кирпичи. Вторая часть экспозиции посвящена XXI веку. Им тоже пришлось произвести достаточно сложное исследование, чтобы повторить формы и возродить технологии.

Они исследовали старые примеры, им нужно было найти производителя, кирпичи которого были бы выдуты по одной форме. Поэтому было много поисков, мы пополняли нашу коллекцию на сервисах Avito, ebay. Из Калининграда кирпич привезли с барахолки. Получается многослойное исследование.

© Фото: Алёна Григораш

Расскажите о брате Фальконье. Он преподавал в Санкт-Петербурге иностранные языки. Есть предположение, что он способствовал популяризации стеклянных кирпичей там. 

Вполне возможно, но у нас нет точных источников. Есть запись в архивах Шато де Ньон, что он преподавал в Санкт-Петербурге, но мы не установили, где конкретно. Мы предположили, что в Академии Штиглица. Возможно, он повлиял на диалог с производителями. Россия шла в ногу со всем миром уже до выставки в 1893 году в Чикаго, где о стеклянном кирпиче узнали все.

Отдельные герои первой части выставки – островки с моделями стеклянных кирпичей Фальконье XIX века и неавторизованные модели, которые перерабатывались другими производителями разных стран. Например, Зильберберг, производитель из Польши (тогда Российская империя), о чём написано на грани кирпича. Это модель №7: уплощённая пирамидка, но место для клейма не сверху, как в классической модели, где сбивается в финале стеклянная трубка. Этот кирпич мы нашли в Кронштадте.

Как ещё отличить настоящего Фальконье от повторений?

Советские кирпичи выдувались по старым формам, поэтому кроме изменения названия клейма ничего не отличалось.

© Фото: Алёна Григораш

Понятно, чтобы найти Фальконье, нужно смотреть на клеймо и форму. А какой самый типичный цвет у кирпичей?

Прозрачный с лёгким зелёным отливом, но это свойство стекла, то есть его специально не красили. В мире любили прозрачные, в России ценили сиреневые, окрашенные марганцем. 

Посмотрим Европу подробнее. Французский вариант кирпича подкрашен коричневым потому, что кирпичи Фальконье использовали не только из-за утилитарной функции, но и декоративной. Из него складывали витражи, мозаики, рисунки. 

Таймлайн начинается с ноября 1886 года, когда Фальконье получает первый патент. И мы показываем фотографии разных стекольных фабрик, в том числе фото утраченного здания в Швейцарии. Первый заказ — витражное окно для виллы Беллависта, которая находится на берегу Женевского озера рядом с его родным городом. Потом это немецкий завод Адлер-Хютте, где павильон полностью собран из стеклянных кирпичей — это их реклама. Париж, Милан — рекламки и прейскуранты на беседки и киоски, возможно, газетные, полностью сделанные из кирпичей Фальконье. Здесь отмечается возможность вентиляции, которая встречается также и в русских прейскурантах.

Репродукции фрагмента патента Фальконье и Виллы Беллависта близ Ньона © Фото: Алёна Григораш

Это важно в связи с разговором о свойствах стеклянного кирпича. Он, таким образом, хорошо держит тепло, рассеивает свет, что особенно важно для России. Закономерно, что в таких жарких регионах, как Италия и юг Франции в него нужно встраивать вентиляцию. 

Да, об этом думали дальнейшие производители, которые вдохновились идеями Фальконье и пошли дальше. У кирпича вынута одна сторона и поставлен вентилятор. 

Как Фальконье приобрёл всемирную славу?

Мы показываем этот момент. У нас представлен каталог чикагской выставки 1893 года, так называемой Всемирной Колумбовой выставки, с листом, на котором видно, как выглядел павильон Швейцарии. Также можно увидеть несколько видов временных беседок. Сначала Фальконье предлагал свои изобретения для архитектуры малых форм. 

Продолжая рассказ о других стекольных производителях, стоит сказать, что стекольная промышленность переживала прогресс. В это время у Фальконье появились конкуренты, и Фридрих Кепплер предлагал продукцию из спрессованного стекла — это стеклянные квадраты, которые сажали в металлическую сетку на растр. Их использовали для окон, но также из них можно было делать своды и собирать стены. На выставке представлено фото «Красного Октября» — бывшей кондитерской фабрики товарищества «Эйнем» в Москве, где можно видеть, что вся стена «в Кеплере». Информацию об использовании его продукции мы нашли в прейскуранте самого Кеплера.

© Фото: Алёна Григораш

Помимо конкуренции других стекольных фирм, насколько была сильна конкуренция других материалов, например, кирпичей из бакелита? Есть ли упоминания в прессе, что считалось более эстетичным или более дешёвым?

Пока не нашли подобные заметки. В основном есть записи, какие материалы где применяли и много рекламы. 

Хочу рассказать о примерах продукции конкурентов. Например, оконные двусторонние призмы с каплями на фоне рельефного рисунка вставлялись в сетку в окно. Они выполняли декоративную функцию. Их стали применять во второй половине XIX века, поэтому особенно интересно, что это прессованное стекло, а не выдувное, как у Фальконье. Он как раз придумал пустотелый выдувной кирпич, наделив его таким образом другими свойствами. Есть дизайн Фрэнка Ллойда Райта в США с применением прессованного кирпича, а также английские примеры.

© Фото: Алёна Григораш

Пример стекла с сеткой внутри — из моего детства, оно у меня было на лестничной площадке многоэтажного дома в Москве, построенного в конце 1980-х годов, просто прозрачное армированное стекло.    

Это стекло Монье. Смешно, но во многом мы благодарны садоводам, которые хотели сделать цветочные горшки покрепче. В итоге идея того, что металлическую сетку можно использовать для усиления материалов, помогла одновременно начать использовать как армированное стекло, так и железобетон чуть ранее. На выставке также представлена стеклянная черепица, которая используется в южных странах для перекрытий и крыш, особенно хороша для чердаков художников.

© Фото: Алёна Григораш

В каких странах использовали стеклянную черепицу?

Юг Франции. У нас она попала в Крым.

Такая черепица использовалась в основном для оранжерей?

Да, но также и для жилых помещений: чердаков и мансардных студий. Для естественного освещения и экономии электричества. 

То есть это идеальный материал для художников?

Особенно для фотоателье. У нас также представлены напольные призмы, например, Кеплера. Есть и русские варианты от «Франка и Ко». В такой технологии кладут решётку и в неё призмы, когда нужно освещать подвал.

© Фото: Алёна Григораш

Такие световые окна в полу есть в Академии Штиглица. А где ещё?

В ГМИИ им. Пушкина. Причём формы напольных призм разные. В экспозиции есть вариант, который острой гранью вставлялся вниз, имея плоский верх. В особняке Рябушинского, в его флигеле, где сейчас находится музей Алексея Толстого, применена именно такая форма. Также на выставке показаны разные предметы из стекла. Например, вместо белых керамических изоляторов для проводов — изолятор из стекла, а также рыболовецкий кухтыль с функцией поплавка и просто фрагмент технического стекла. 

В Москве и Санкт-Петербурге такие архитекторы, как Карл Гиппиус, Эрнст-Рихард Нирнзее, Лев Кекушев часто использовали стеклянные кирпичи Фальконье. Одним из первых зданий с применением стеклянных кирпичей, которое мы нашли, стал особняк Бахрушина на Новокузнецком. Также это здание индийского посольства на Воронцовом поле. Это всё делал Гиппиус для Бахрушиных, так как он был семейным архитектором. И здание Международного банка на Кузнецком мосту — там был гигантский свод над операционным залом со световым фонарем, собранный из кирпичей Фальконье. Он обрушился в 1913 году. Семён Эйбушитц, у которого работал Лев Кекушев, уже тогда применял стеклянные кирпичи Фальконье. Это 1897 год, то есть понятен ареол распространения, мода. К сожалению, его неправильно эксплуатировали: снег вовремя не счищали, и цементный раствор, с помощью которого закрепляли эти кирпичи, потёк, свод обрушился под собственной тяжестью почти через 10 лет эксплуатации. А вот в трамвайном депо на Нижней Масловке кирпичи Фальконье сохранились. Более того, на выставке есть один кирпич оттуда, потому что его образцы продавали на Аvito. Реставрацию прошло центральное окно, которое дособрали из боковых, используя самое лучшее.

© Фото: Алёна Григораш

Мы показываем также, что Фальконье использовали и в культовых сооружениях. Например, сохранилась церковь в Хвалынске, в которой из стеклянных кирпичей Фальконье собран символ креста в окне. А тут мы показываем главный источник информации по русским производителям: это рекламные объявления Фальконье, которые мы отсканировали и объединили на одну стену. Мой самый любимый пример – мусоропоглощатели, где стена сложена из модели №7 – «гигиенично, экономно». 

На витрине представлен патент немецкой фирмы Адлер-Хюттен, где хотели запатентовать такую раму, чтобы окно вместе с кирпичами Фальконье открывалось. Я никогда не встречала таких примеров, но патент они зарегистрировали. Также представлена форточка: её можно было просто вставить в кладку. Наш экспонат попал на выставку благодаря находке моего со-куратора Никиты Андреева на помойке в Самаре. Поэтому открывной механизм у нее повреждённый — нет второй крышки, которая выходила на улицу, зато мы нашли «живой» пример. Он достаточно редкий, мало где встречается. Важно добавить, что в России в доходном строительстве проёмы, которые вели в помещение санузлов, закладывали кирпичами Фальконье, и, естественно, их надо было проветривать. На выставке можно увидеть много примеров сиреневых, розовых блоков — это как раз русская тема. Синие кирпичи, окрашенные кобальтом, очень редки и если встречаются, то как часть витражного окна. Синий кирпич, представленный на выставке, был куплен с рук.

Что интересно, в период Революции и Гражданской войны была приостановка производства, но к 1923 году всё начало возрождаться. Все основные стеклопромышленники были объединены в Стеклофарфортрест. Они продолжали всё производить на старых национализированных заводских формах. Только поменяли клеймо либо вообще его не делали.

© Фото: Алёна Григораш

Елизавета Лихачёва рассказывала, что Фальконье вдохновил Мельникова на ромбовидные окна в собственном особняке, потому что в соседском доме их можно было видеть в стене.

Всё так, но Мельников свою кирпичную кладку придумал самостоятельно. Фальконье вдохновил его на возможное использование стеклоблоков в окнах. Подобные окна Мельников увидел в доходном доме по адресу Кривоарбатский переулок, 12, который уже был построен, когда Мельников начал осваивать эту территорию рядом под собственный дом. Мельников смотрел на них и просчитывал. У нас висит лист с его расчётами 1927 года,  где тот примеряет стеклянные кирпичи для своего дома, считает, сколько кирпичей нужно было на окно. В итоге оказалось, что 30. Также на листе он просчитывает раму, записывая всю «математику», в том числе сколько денег ему придётся на них потратить. В результате повесили занавеску. 

В советское время были популярны прессованные стеклоблоки квадратной формы. На выставке такие примеры нам ценны тем, что они из клуба «Каучук» Мельникова. Когда наш музей приехал обследовать клуб «Каучук» перед дальнейшей реставрацией, нам сказали, что под лестницей лежит разный строительный мусор, в том числе стеклянные кирпичи. Мы их забрали в музей, потом исследовали фотографии и обнаружили, что они произведены в конце 1960-х годов, так что, естественно, не относятся к периоду Мельникова. Они простояли маленький промежуток, около 5 лет, в верхних чердачных окнах, причём разного размера, так как были окна побольше и поменьше. Но на фото 70-х годов их уже нет. 

Эти стеклянные кирпичи сделали специально для окон клуба «Каучук»?

Да, и мне это особенно важно, так как я занимаюсь Мельниковым всю жизнь. 

Далее мы показываем историю XXI века, и у нас есть стенд с кирпичами, с которыми пошло что-то не так. Где-то стекло оказалось слишком мягкое, где-то деталь застряла в форме, где-то передули, где-то, пока ставили клеймо, промазали, и осталась капля—чуб. Когда я увидела их на производстве, то поняла, что они нам нужны, потому что они оказались очень симпатичными. 

Есть видео с подробным показом производства и реставрации окна доходного дома Ярошенко в Санкт-Петербурге в рамках сотрудничества с КГИОПом (Комитетом по Государственному Контролю, Использованию и Охране Памятников Истории и Культуры). В том числе на видео показывается, как делали кирпичи для выставки, собирали в рамы и привозили сюда. 

Для выставки мы сделали много красивого визуала, так как для тех, кто не знаком со стеклодувным производством, важна наглядность. Более того, мы сделали инклюзивный стенд, где можно всё пощупать. Это инструменты: например, щипцы, тигли, выдувные трубки. Здесь есть сырьё в графе материалов и специально кирпичи с клеймом МУАР, «для истории». Также на тактильном стенде — советский стеклоблок, который был выдут по дореволюционной форме. Есть стеклоблок из окон Госархива РФ и даже фрагмент цементного раствора.

Чему посвящены инсталляции на втором этаже выставки?

Одна инсталляция называется «Беда». В том же 2019 году, когда музей начал проект по стеклянным кирпичам, в здании Государственного архива стартовал капремонт. В нём целая стена была заложена кирпичами Фальконье, которые были изготовлены по госзаказу в 1930-е годы. Соответственно, они выдувались по формам Гусевского хрустального завода, принадлежавшего Нечаеву-Мальцову. Мы установили это, потому что остались клейма. Нам удалось спасти 44 кирпича, которые представлены в инсталляции отмытыми. Они все маркированы.  Над ними показывается видео, как их просто выбивают молотком. Мы пытались поднять «волну внимания», и, кажется, Госархив этому не рад. После нашего информирования общественности рабочие стали их аккуратнее вынимать из стен. Эта история продолжилась в 2022 году, когда коллега прислала фото с комментарием, что на территории филиала Госархива остались кирпичи Фальконье – их вывезли в мешках строительного мусора и бросили. За два года мешки разложились, и кирпичи Фальконье обнажились. Мы их забрали, и мой со-куратор Никита отмывал сохранившиеся, чтобы собрать здесь инсталляцию.

Т. Ковалева, А. Кистанова. Инсталляция «Беда». 2013 © Фото: Алёна Григораш

Мы искренне надеемся, что люди задумаются об отношении к памятникам архитектуры. В частности, о том, что нужно делать научную реставрацию, а капремонт — наш враг. В инсталляции мы показываем, как кирпичи разрушались волной, и в то же время как это может быть красиво сложено на своде. По сути, у нас есть два пути развития — Возрождение и Уничтожение.  Это злободневная история, по которой мы и задумали эту инсталляцию с коллегой из Санкт-Петербурга Тамарой Ковалёвой, владелицей экспериментального производства. Большую часть инсталляции собрала она, скульптор по образованию,  потому что здесь необходимо мастерски клеить кирпич на цемент. Таким образом, это современная инсталляция с использованием исторического материала. Мы надеемся, что благодаря нашей выставке люди научатся ценить наше наследие, которому всего лишь 20-100 лет. 

Уже ретро. Надо возрождать. 

Да, такую красоту ценили даже в советский период и поэтому делали. 

Куда после выставки можно пойти и посмотреть кирпичи Фальконье. Я знаю, что есть, например, в Ленинке.

В Ленинке можно записаться на экскурсию или просто быть внимательным при посещении библиотеки.

К.С. Мельников. Дом Мельникова. Эскиз окна со стеклянными кирпичами Фальконье. 1927 © Фото: Алёна Григораш

Также можно пойти посмотреть стену рядом с домом Мельникова в Кривоарбатском переулке. А какие ещё дома рядом можно посоветовать посмотреть?

Достаточно сложно, но у нас есть карта Георгия Короткова по Москве. Дома с стеклянными кирпичами Фальконье трудно посмотреть, потому что не все кирпичи снаружи. Или, например, они есть во внутренних дворах, как в зоне Китай-города, но туда из-за калиток не зайдёшь. Но, например, есть дом Московского Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, там с торца можно увидеть окошки с сиреневыми кирпичами.

© Фото предоставлено пресс-службой Музея архитектуры им. Щусева

Чему посвящён третий этаж выставки?

У нас на последнем этаже флигеля «Руины» есть зона для селфи это витраж окна с разноцветными стёклами. Также тут находится детская зона, где собирают кубики: можно собрать стену из кирпичей моделей № 9, 8 и 7. Есть магниты для окна и пятнашки. Наконец, есть целая стена, где можно рисовать мелками.

Стенд Epic Jewellery © Фото: Алёна Григораш

Логично после выставки заглянуть в магазин музея, где продаются светильники из кирпичей и ювелирные украшения. Как родилась эта идея?

Мы были знакомы и ранее с  Epic Jewellery, у них есть классные линейки, связанные с архитектурой, – например, кулон в виде плана Шартрского собора. Такое узнает не каждый. Елизавета Лихачёва увидела как-то этот кулон, опознала в нём Шартр и познакомилась с авторами. В данном случае ювелиры сами предложили сделать коллекцию в серебре и полудрагоценных камнях с классной огранкой, для которой они самостоятельно провели своё исследование и добились, чтобы они блестели на солнце и при естественном свете. Есть двусторонние и односторонние. Так что, в целом, это проект о том, как мы увлекаем всех историей Фальконье.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты