Искусство вечно, а обладать шедеврами признанных гениев испокон веков считалось признаком статуса и, безусловно, демонстрацией хорошего вкуса. Как в былые времена, так и сейчас обеспеченные люди рассматривают предметы искусства как один из вариантов альтернативного инвестирования. Специально для DEL’ARTE Magazine арт-инвестор Элен Левитт поделилась опытом в этом направлении.
Не секрет, что состоятельные люди держат некоторую долю своих активов в предметах искусства. Подтверждением тому служат исследования Deloitte (Art & Finance report 2020), которые показали, что богатейшие люди планеты инвестируют в искусство 6% своего капитала. При создании коллекций акцент все больше смещается с персональных интересов и визуальных предпочтений на соответствие социальной повестке и материальной составляющей, при чем стоимость их весьма ощутима. Индекс «голубых фишек» арта одновременно с этим растет сильнее многих ценных бумаг. Неслучайно арт-рынок привлекает избранных — тех, кто знает толк в альтернативных инвестициях.
Согласно отчету Knight Frank, по прогнозу за весь 2023 год предметы искусства станут самым популярным альтернативным активом: 59% состоятельных людей, а именно тех, кто имеет крупные капиталы и относится к категории HNWI (High Net Worth Individual), будут делать приобретения на арт-рынке. По разным оценкам, в их инвестиционных портфелях доля произведений искусства составляет от 10 до 50%.
В 1917 году «Розовая арка в Живерни» (Клод Моне) была предложена автором на благотворительном аукционе,в 1962-м продана на аукционе Sotheby’s за $65 000, в 2007-м продана на аукционе в Лондоне за $17,8 млн, а в 2017 году продана за $19,4 млн. Рост индекса Dow Jones с 1962 по 2017 год составил 3097%, с учётом дивидендной доходности — 20 419%. Вложение средств, за которые приобрёл картину её бывший владелец, в фондовый рынок к 2017 году принесло бы лишь $13,3 млн. Таким образом, инвестиция в «Розовую арку» оказалась в 1,5 раза выгоднее.
Фото: Клод Моне «Розовая арка в Живерни» © Sotheby’s
Почему же именно искусство? Казалось бы, мы живем в век технологий, когда поле для инвестиций широко и необъятно. От недвижимости до передовых IT-проектов. Но главный плюс инвестиций в предметы искусства заключается в том, что они экономически выгодны, стабильны в кризисы и не коррелируют ни с одним из других инвестиционных решений.
Самая дорогая арт-сделка в 2022 году — портрет Мэрилин Монро кисти Энди Уорхола Shot Sage Blue Marilyn. Картина была продана на аукционе Christie’s за $195 млн.
В мае 2019 года Джефф Кунс стал самым дорогим живым художником в мире: его скульптура «Кролик» (1986) была продана за $91,1 млн.
В мае 2021 года работа Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» («Мария-Тереза») (1932), ушла с аукциона по итоговой цене в $103,4 млн.
Фото: Пабло Пикассо «Женщина, сидящая у окна» © Christie’s
Сейчас проходит турне одной из шедевральных работ Пабло Пикассо «Женщина с часами», стартовая цена которой $120 млн. Ожидается, что это будет самая высокая цена продажи работ Пикассо.
Фото: Пабло Пикассо «Женщина с часами» © Элен Левитт
Конечно, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Нельзя просто купить понравившуюся картину или скульптуру. На этом рынке, помимо юридических и налоговых вопросов, существует ряд сложностей. Именно поэтому опытные коллекционеры ожидают, что управляющие их благосостоянием должны предлагать более широкий набор профессиональных услуг – консультации по искусству, исследования, оценку, управление коллекциями, планирование наследства, страхование, организацию хранения и безопасности.
Если же мы обратим свой взор в сторону поколения молодых коллекционеров, которые без преувеличения являются ключевой движущей силой перемен, то увидим, что здесь необходима совершенно новая стратегия управления искусством и активами, ориентированная на технологии и социальное воздействие.
Последний портрет кисти Густава Климта Dame mit Fächer («Дама с веером») ушёл за $108,4 млн на аукционе Sotheby’s 27 июня 2023 года. Эта продажа побила рекорд самого дорогого произведения искусства, когда-либо выставленного на аукцион в Европе!
Фото: Густав Климт «Дама с веером» © Sotheby’s
При этом хочется отметить, что тренды на социальную повестку только набирают обороты. И сейчас наступил тот период, когда важно соединять искусство с крупными брендами и масштабными холдингами. Итогом взаимодействия с этим сектором, где есть власть и влияние, становится возможность транслировать миру важные вопросы и актуальные проблемы. А с другой стороны, для брендов это способ укрепиться через диалог с аудиторией на языке ценностей. Яркие примеры — коллекции богатейших людей и компаний планеты.
Фото: Франсуа Пино — французский бизнесмен и генеральный директор PPR, состояние — $17 млрд. Его коллекция насчитывает более 2 тыс. работ и оценивается экспертами почти в $1,5 млрд.
Коллекция JPMorgan Chase насчитывает более 30 тыс. работ.
Коллекция Bank of America состоит примерно из 60 тыс. предметов искусства.
UniCredit имеет 60 тыс. произведений искусства и более 4 тыс. исторических и современных фото.
UBS владеет 35 тыс. произведений современного искусства.
Основатели крупнейших корпораций наделяют коллекционирование глубоким смыслом: если у компании нет своей коллекции произведений искусства, у неё нет истории.
Именно поэтому цель создания своей коллекции — это далеко не деньги, а бонус к наращиванию социально-исторического капитала, как семейного, так и корпоративного, но в любом случае — общемирового.