Северо-Западный филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина приглашает зрителей стать гостями проекта «Искусство жить дома». С 25 апреля по 30 июня 2024 года три музея-квартиры открывают свои комнаты для встреч с современным искусством. Художницы Александра Гарт, Вера Петровская и Дарья Правда интегрировали уникальные авторские работы в привычные мемориальные пространства деятелей культуры и науки. Кураторами проекта в Санкт-Петербурге стали Дарья Болдырева, и. о. заведующего Северо-Западным филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина, и Мария Трунтаева, заведующая сектором творческих проектов Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Подробнее о следах присутствия, играх и вторжениях — в тексте Ольги Капрановой.
Как вести себя в гостях, где перетянутые охранными лентами кресла и стулья сигнализируют о запретах? Музейное пространство с детства преподносится зрителям как место тотальных недозволений. «Не трогай руками, смотри глазами» — наверняка слышал каждый из нас. Сегодня многие галереи современного искусства разрывают этот шаблон через сенсорные включения зрителя в выставочный контекст: смотрите, трогайте, передвигайте. Авторы проекта «Искусство жить дома» выбирают более тонкий путь. Приглашая гостей, музеи-квартиры Некрасова, Набокова и Павлова предлагают включиться в порядок разнообразных игр и найти в себе мотивы игрового мироощущения, знакомого каждому с ранних лет. Шахматная партия — расхожий интеллектуальный досуг деятелей прошлого: в ходе исследования кураторы проекта заметили, что в каждом выбранном доме-музее есть шахматная доска или специальный столик в шашечку. Так концепт игры стал ключевым лейтмотивом, на разный лад звучащим в трёх музейных пространствах.
Интерьер Мемориального музея-квартиры Н.А. Некрасова © Фото: Варвара Топленникова
Художница Александра Гарт с тонкой иронией вплела персональный проект «Игра в классика» в залы Мемориального музея-квартиры Н.А. Некрасова. Оттолкнувшись от увлечения Некрасова картами, Гарт создала три серии объектов, отсылающих к игровым форматам в искусстве. Центральная работа художницы — «Четырёхмерие»: покерная схема, созданная писателем и математиком Романом Михайловым. С одной стороны, такого рода «прикладная» графика включается в прямое понимание карточно-игрового контекста, но с другой — обращение к расчётам и нематериальному числовому миру выстраивает незримые сети и связи между играми прошлого и тем действом, что предложено реализовать зрителям.
«Четырёхмерие»: шифр четырёхмерной сферы Романа Михайлова,
где четвёртое измерение — память © Фото: livingwithart.ru
Гарт в своём художественном методе выбирает такую игру со зрителем, где правила заданы широкими мазками, но от участника требуется интуиция и чуткость к чёрному юмору. Художница перекодирует музейные комнаты, размещая в них экспонаты-обманки. К гравюрам XIX века, купленным в антикварных магазинах, Гарт добавляет собственные графические знаки: закрашивает чёрной краской английского пойнтера, напоминающего погибшего на охоте пса Некрасова. Гравюры мимикрируют под достоверные интерьерные единицы, в то время как их поверхности населяют нарисованные Гарт зайчики или макабрические крестьяне. Присутствие современного искусства в залах музея не маркировано ничем, кроме целостной ткани проекта «Искусство жить дома».
Гравюра, пересмотренная Александрой Гарт для Мемориального музея-квартиры А.Н. Некрасова © Фото: Варвара Топленникова
Куратор проекта Дарья Болдырева специально для DEL’ARTE прокомментировала выбор гравюр:
«Это был длительный процесс, Александра сама искала гравюры в букинистических и антикварных магазинах. И, конечно, она подбирала материал, связанный либо с жизнью Некрасова, либо с его мотивами в поэзии. Все „вставные“ элементы, которые дорисовывает Александра, тематически так или иначе связаны с его биографией. Например, гравюра с двумя собаками отсылает к охоте, увлечению Некрасова. Собаки ходили по этим самым комнатам. Когда умерла одна из его любимых собак, пойнтер Кадо, Некрасов в письме другу говорил: „Умер мой самый лучший друг“. Мне кажется, это одна из очень деликатных вставок. И так тематически зарифмована каждая работа».
Перед гостями музея-квартиры Некрасова открывается возможность игры на цепкость внимания к пространству. Рассредоточенные по комнатам произведения современного искусства высвобождают в зрительском опыте интенции к любопытству и поиску, желанию подсмотреть и увидеть. Так процесс праздного фланирования наделяется живой игровой энергией, и каждый зритель волен выбирать: сыграть в эту игру самостоятельно или быть проведённым за руку во время музейных медиаций.
Графика Александры Гарт в Мемориальном музее-квартире А.Н. Некрасова © Фото: Варвара Топленникова
В отличие от «Игры в классика», проект «Чудо» Веры Петровской не растекается по музейному пространству, а наоборот, сосредотачивается в комнате-шкатулке. Художница словно при помощи сачка для бабочек выхватывает из литературы Набокова мотивы света и тени, творца и творения, действительности и сновидения. Подобно тому, как Владимир Набоков вплетает в свои тексты шифры, коды и шарады, Вера Петровская составляет игру по поиску ключей, спрятанных в её работах. Символическими «ключами» к дешифровке проекта служат сакральные знаки и эмблемы разных эпох. Переводя сновидческие образы в предметный мир, художница создаёт детализированные «Книги художника», каждая из которых рассказывает свою историю.
«Книга художника» Веры Петровской в Музее В. В. Набокова СПбГУ © Фото: Варвара Топленникова
Вера Петровская следует за Набоковым и приручает свет и тень, делая их своими инструментами. Художница создаёт чёрные ящики с внутренним источником света, чтобы, подглядывая в узкие прорези, зритель встретился с метафорами жизненного пути: колыбелью, домом, дверью.
Слева: фрагменты выставки Веры Петровской в Музее В.В. Набокова СПбГУ;
Справа: Дарья Правда. «Reflexio. Сигнал сигналов» в Мемориальном музее-квартире академика И.П. Павлова
Института физиологии им. И.П. Павлова РАН © Фото: Варвара Топленникова
Рассматривая полотна художницы, выполненные в технике цианотипии (то есть в буквальном смысле «отпечатанные светом»), подыгрывая театру теней и вчитываясь в послания бабочек, зрители входят в двоемирие, где на литературной почве Набокова рождается «Чудо» Веры Петровской.
Художница Дарья Правда заняла роль хозяйки-творительницы в Мемориальном музее-квартире академика И.П. Павлова Института физиологии им. И.П. Павлова РАН. Её проект «Reflexio. Сигнал сигналов» создан на основе легенды о последних исследованиях выдающегося физиолога И.П. Павлова, создавшего учения о высшей нервной деятельности. В последние годы жизни Павлов исследовал вторую сигнальную систему: условно-рефлекторные связи, которые формируются при воздействии словесного обозначения раздражителя, а не его самого. Феномен внутренней речи стал основой исследования, и совместно с Владимиром Правдичем-Неминским был создан прибор — умоскоп. По воспоминаниям внучки академика Людмила, «волшебная лампа умоскоп» загоралась при полной концентрации и остановке внутренней речи.
Дарья Правда представляет гостям мемориальной квартиры Павлова тот самый прибор, окутанный мифами на стыке науки и фантастики, а также записи Ивана Петровича о результатах его использования. Посетители музея могут сыграть с великим исследователем в игру сквозь времена, удерживая свечение лампы силой внимания. Что в истории Павлова факт, а что фантазия, зрителям предложено почувствовать и разгадать самим.
Проект «Искусство жить дома» включает в себя масштабную публичную программу, которая разворачивается в Особняке О.В. Серебряковой (Школа искусств и культурного наследия Европейского университета) и в Музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты». Каждые выходные в музеях-участниках проекта проходят арт-медиации.
Более подробно с мероприятиями проекта можно ознакомиться на сайте.