Выставка «Дорожное кино» способна завладеть всем вниманием зрителя, удивить, оставить глубокое впечатление. Специально для DEL’ARTE Евгений Наумов предпринял попытку объяснить художественный метод Ивана Чемакина, раскрыв один из источников его трогательного очарования.
На выставке «Дорожное кино» в залах Московского музея современного искусства на Гоголевском в основном представлены инсталляции и конструкции из мусора, ненужных, испорченных вещей, которые в мире искусства принято называть «найденными объектами». Очень логичный выбор материала для художника, который живёт и работает в деревне Антропшино Ленинградской области. Иван Чемакин как бы играет роль наивного аборигена периферии, для которого отбросы цивилизации становятся неисчерпаемым кладезем предметов удивительных цветов и форм. Простые, настолько привычные для современного человека, что уже стали незаметными, вещи вдохновляют Ивана Чемакина на создание удивительных конструкций, живописных работ и скульптур из дерева.
Иван Чемакин. Из серии «Наклейки». 2013 / Фото: Евгений Наумов
Подобное внимание к элементам повседневности характерно для итальянского художественного движения арте повера («бедное искусство»). Представители этого направления также в своё время избрали в качестве темы, материала и источника вдохновения простые вещи. Это было протестом против засилья «высокой» культуры: шедевров старых мастеров с одной стороны и довоенного модернизма — с другой.
Иван Чемакин. Из серии «Бытовые приборы». 2023 / Фото: Евгений Наумов
Иван Чемакин создаёт портреты инструментов, вкладышей от жвачек, наклеек от бананов. Продолжая традицию арте повера и отчасти поп-арта, художник совершает трансгрессию элементов массовой культуры в области музейного пространства. Остаётся удивляться, что более чем за 50 лет практика расшатывания конвенций, разделяющих культуру на культуру «для большинства» и «для тех, кто понимает», дала такой скромный результат, что художникам до сих пор удаётся эпатировать публику подобными панковским искусством.
Иван Чемакин. Полевая кухня. Инсталляция. 2019 / Фото: Евгений Наумов
С другой стороны, даже заядлые галерейные снобы вряд ли будут отрицать, что представленные композиции банановых наклеек и пластические формы бытовых приборов не лишены определённых эстетических качеств. Над внешним обликом этих простых вещей тоже работали дизайнеры, промышленные художники, своего рода производственники-конструктивисты. Как ученики-живописцы до сих пор копируют рисунки и картины признанных гениев, так и Иван Чемакин стремится повторить образы, созданные безымянными мастерами, наполняющие нашу повседневность незаметной красотой. Частично присваивая и перенося в музейный контекст результаты их труда, художник отдаёт им дань уважения.
Иван Чемакин. Без названия, из серии «Кабинет изобретателя». 2022 / Фото: Евгений Наумов
У произведения искусства и мусора, если подумать, есть по крайней мере одно общее свойство — отсутствие утилитарности. Бытовые приборы, как бы они ни были красивы, в первую очередь ценны благодаря той функции, которую они выполняют: кофеварка делает горячий бодрящий напиток, СВЧ-печь разогревает обед, даже наклейка на банане служит своеобразным знаком качества. Если они перестанут работать, владелец, скорее всего, избавится от них, а не сделает объектом созерцания. Хотя мог бы. Ещё в начале прошлого века некоторые художники обратили внимание на этот парадокс. Помимо Марселя Дюшана с его реди-мейдами, стоит вспомнить сюрреалистические объекты Мерет Оппенгейм или мерц Курта Швиттерса. В середине 1950-х годов американец Роберт Раушенберг от техники коллажа перешёл к созданию комбайнов (комбинированных картин, а затем инсталляций) из объектов, обнаруженных на улице или в лавках старьёвщиков. В своё время эти художники вряд ли воспринимали такие практики как акт создания искусства, скорее это был лабораторный эксперимент над ним: «Если я сделаю вот так, это будет искусством или уже нет?».
Иван Чемакин. Из серии «Штуки». 2017 / Фото: Евгений Наумов
Легко принять в качестве произведения модернизма странную конструкцию из мусора и палок, башни из кастрюль, вращающиеся комбинации автомобильных запчастей, разбитых тазов и металлических ведёрок, если они помещены в зале музея современного искусства. Но как потенциальный зритель будет реагировать на них, увидев на участке соседа по даче, получив от него приглашение на показ в заброшенном сельском клубе? Иван предлагает посетителям выставки представить именно такой контекст восприятия своих произведений. Для полноценного понимания оказывается необходимо абстрагироваться от институциональных стен, включить фантазию и стать полноценным участником эксперимента. Это не то искусство, которое представляет готовые идеи, его задача — воздействовать на зрителя, но для этого последний должен совершить ментальное усилие и сойти с позиции стороннего наблюдателя.
Иван Чемакин. Вечеринка в овраге. 2023 / Фото: Евгений Наумов
Отсутствие утилитарности, дисфункциональность венчают обе стороны культурного спектра: и высокое искусство, которое создаётся не для удовлетворения бытовых потребностей человека, а для эстетического наслаждения, и мусор, отбросы, потерявшие потребительскую ценность вещи, которые оказываются лишены также и эстетического содержания, так что владельцы избавляются от них. Однако художники, подобные Ивану Чемакину, раз за разом замыкают эту линейную систему в кольцо. Почему же коллекционирование предметов искусства считается почтенным высокодуховным занятием, а собирание мусора признаётся болезнью, силлогоманией, синдромом Плюшкина? Подобный вопрос, возможно, задавал себе Илья Кабаков, создатель тотальных инсталляций из бытовых предметов, в числе которых особенно выделяется «Человек, который никогда ничего не выбрасывал (Мусорный человек)». Произведения советского концептуалиста становились горькой рефлексией на тему повседневности, доведённой до абсурда. Иван в своих инсталляциях не даёт социального комментария. Наоборот, из подручных материалов он создаёт фантасмагорические панорамы увлекательных миров, жители которых участвуют в удивительных приключениях.
Иван Чемакин. Накопительный объём. Инсталляция. 2023 / Фото: Евгений Наумов
Создание произведений искусства из найденных объектов, а проще говоря, из мусора, сегодня становится, помимо прочего, проявлением интереса к вопросам экологии. Утилизация бытовых отходов путём превращения их в предметы искусства — арт-апсайклинг — становится темой для многих художников. Перенося ассамбляжи из никому не нужных предметов в частные коллекции современного искусства и фонды различных музеев, они очищают небольшой участок земли от потенциальной свалки. Герои фантастического романа Гарри Гаррисона «Билл — герой галактики» придумали одноразовую посуду, которая трансформировалась музыкальные диски:
«Пакет превращается в пластинку с записью одного из самых пошлых шлягеров, к которому ни один настоящий любитель алко-хука не останется равнодушным. Диск забирают с собой, его берегут, а не выбрасывают в мусоропровод».
Книга была написана в 1964 году. Возможно ли, что это комбайны Раушенберга вдохновили начинающего писателя и он сумел предсказать появление арт-апсайклинга?
Иван Чемакин. Старая реклама. 2020 / Фото: Евгений Наумов
В 1962 году, во время посещения Никитой Хрущёвым выставки 30-летия МОСХ (Московского Союза художников), Эрнст Неизвестный сказал генсеку, что отливает свои скульптуры из металла, который находит на свалках. Иван Чемакин поступает подобным образом, но использует не только металл, но и пластик, и ткани. Более того, работы из старых серий он включает в новые инсталляции, пересобирает их, так что творческие проекты просто перетекают один в другой. Они увлекают, развлекают и предлагают поразмыслить над сложными темами искусства и неискусства, красоты и повседневной серости, экологии и перепроизводства, коллекционирования и накопительства. На выставке «Дорожное кино», как и во время путешествия, можно набраться впечатлений и обогатиться идеями.