Иван Шультце — художник-люминист, путешественник, триумфатор мира искусства

До 10 октября 2021 года в Музее пейзажа в Плесе действует выставка «Архитектура света. Иван Шультце», объединяющая полотна художника-люминиста из частных собраний России и Европы. Специально для DEL’ARTE Magazine искусствовед, куратор, автор исследований наследия Ивана Шультце Светлана Затюпа подготовила очерк биографии мастера, где подробно рассказала, почему художником так восхищались в России, Европе и США, и почему сравнение его таланта с Крыжицким и Куинджи более чем оправдано.

С наследием российского и европейского художника, представителя русской школы люминизма (лат. lumen — свет), путешественника Ивана Шультце можно познакомиться до 10 октября 2021 года в Музее пейзажа в Плесе, где действует выставка живописи «Архитектура света. Иван Шультце». При поддержке швейцарского Фонда им. И. Ф. Шультце и российского арт-пространства «Солодовня» на выставке в Плесе демонстрируются около 50 работ художника из частных российских и европейских коллекций. Столь значительное количество работ, собранных вместе, — скорее редкость. Только в нескольких российских публично доступных коллекциях («Центр Искусств. Москва», Государственный музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге) экспонируются не больше десятка работ художника, а подавляющая часть его наследия хранится в зарубежных частных коллекциях.

Становление и первые успехи в Санкт-Петербурге до Революции

Иван Федорович Шультце родился в Санкт-Петербурге в семье почетного гражданина города в немецком квартале. По происхождению Шультце — обрусевший немец. Отец художника работал управляющим на предприятиях одного из богатейших людей Российской империи Леопольда Кёнига (1821 — 1903), которому принадлежало почти все сахарное производство страны. В городе Тростянец Харьковской губернии отец Шультце возглавил производство сахара. Живописные луга, смешанные сосново-лиственные леса, озера региона были воплощены на ранних картинах мастера. Тростянец стал пристанищем художника перед эмиграцией во Францию.

Иван Шультце «Осенний пейзаж» (1924). Частная коллекция. Источник: арт-пространство «Солодовня»

Иван Шультце получил художественное образование в классе рисования Константина Крыжицкого (1858 — 1911) при Академии художеств. Крыжицкий стал председателем Общества художников имени А.И. Куинджи, которое было создано по инициативе и на средства самого Архипа Куинджи (1842 — 1910). Крыжицкого и Куинджи связывали дружественные и профессиональные узы. Общий художественный и исторический контекст, а также очевидные стилистические параллели позволяют утверждать, что Шультце развивал художественные идеи Куинджи. В истории искусства наследие Куинджи, Крыжицкого и Шультце необходимо объединить под термином «русская школа люминизма». Творчество художников-люминистов характеризуется изображением света и световых эффектов как лейтмотива живописи, почти полным отсутствием стаффажа. Современники считали талант Шультце равным Куинджи. Художественный критик Николай Брешко-Брешковский писал о Шультце:

«…со времен Куинджи никто еще не достигал
такого мастерства
в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света».

Прирожденная светскость, происхождение и великолепное образование способствовали быстрой и успешной карьере в художественных кругах. В классе Крыжицкого мастер познакомился с Великой княгиней, художницей Ольгой Александровной. Спустя несколько лет члены императорской семьи Романовых станут постоянными почитателями творчества Шультце. К почитателям таланта художника впоследствии присоединился ювелир Карл Фаберже. Через отца художник познакомился с сыном Леопольда Кёнига Александром.

Иван Шультце «У Лофотенских островов в июне» (1911). Частная коллекция. Источник: Фонд им. И. Ф. Шультце

Александр Кёниг, будучи страстным исследователем северных широт, пригласил художника в арктическую экспедицию, в которой мастер должен был делать зарисовки природы. Результатом экспедиции стала арктическая серия пейзажей Шультце. 20 января 1909 года на заседании Императорского общества архитекторов в Санкт-Петербурге Шультце прочел доклад под названием «Художественная экскурсия на остров Шпицберген». Экспедиция, картины Шультце и сам доклад являются важной вехой в русском освоении Арктики.

Популярность во Франции и Великобритании: ревущие двадцатые

Париж 1920-х годов — новый Вавилон. Город никогда не испытывал недостатка в художниках, а после русской Революции эмигрантов стало еще больше. Между тем арт-сцена была переполнена живописцами всех направлений. Эмигрировав и обосновавшись на бульваре Перейр, 121 в 17-м округе в Париже, Шультце много работал и вращался в художественных кругах. Вскоре он познакомился с известным галеристом Леоном Жераром. Каждому художнику важно найти своего арт-дилера или галериста. Для Шультце им стал Жерар. Уже в 1921 году газета The New York Herald посвятила статью русско-французскому мастеру, а коллекционеры с удовольствием приобретали его полотна. Аналогичный успех ждал Шультце по ту сторону Ла-Манша. В галереи на Бонд-стрит в Лондоне толпа, собравшаяся посмотреть его картины, так теснилась, что в конце концов выдавила стекло в окне. Коллекционеры и ценители искусства неизменно отмечали необычайные световые эффекты на полотнах мэтра живописи.

Иван Шультце «Париж. Осень в парке Сен-Клу» (около 1927-1930 гг.). Частная коллекция. Источник: Фонд им. И. Ф. Шультце

Капри, швейцарский Энгадин и Зертигталь, Кап-Мартен, Булонский лес, Рапалло, Лазурный берег Франции — богемные места Европы нашли отражение в творчестве художника и отклик в сердцах зрителей. Пейзажи Шультце отражали атмосферу радости, успеха и цельности бытия, как и эпоха «ревущих двадцатых».

Иван Шультце «Закат. Рапалло» (около 1927-1930 гг.). Частная коллекция. Источник: Фонд им. И. Ф. Шультце

Успех в Америке

Американская пресса с восторгом отнеслась к творчеству Ивана Шультце. Газета The New York Times пошагово освещала организацию выставки художника. Журналисты писали о торжественном прибытии картин на корабле. После открытия выставки назвали Шультце «волшебником света». Посвятили отдельную статью тем известным людям, которые приобрели полотна Шультце. Среди них оказался Джул Семон Бейч — американский банкир и коллекционер. Картины российского художника хранились в одном собрании с шедеврами Джованни Беллини, Филиппо Липпи, Ханса Мемлинга, Антониса ван Дейка, Рембрандта и других известных мастеров.

Иван Шультце «Египет» (около 1930). Частная коллекция. Источник: арт-пространство «Солодовня»

В конце 1920-х годов прошло несколько выставок Шультце в самых престижных экспозиционных пространствах Нью-Йорка, а также в Чикаго. Мастер упорно трудился, создавая новые работы. Американцы восхищались необычайными световыми эффектами на полотнах художника. У него даже нашлись подражатели, которые пытались имитировать его стиль, цвета и композиционные приемы, среди них был канадский художник Фрэнк Джонсон (1888 — 1949).

После успеха в США Шультце не остался жить в Париже, переехал из столицы в Ниццу, где ушел из жизни в 1939 году и был похоронен на русском кладбище Кокад.

Иван Шультце «Зима в Энгадине» (1920-е годы). Частная коллекция. Источник: арт-пространство «Солодовня»

В начале 1940-х годов в США было проведено еще несколько выставок Шультце. Американские коллекционеры передавали картины Шультце в музеи. Время шло. Еще 20 лет назад значительная часть творческого наследия Шультце хранилась в собраниях обеих Америк. Рост интереса к художнику сподвигнул к изучению его творческого наследия и возвращению картин в Россию и Европу. Тем не менее подавляющая часть наследия художника хранится сейчас в частных собраниях.

Другие Новости