Изящный авангард: ретроспектива Роберта Фалька в Третьяковской галерее

Масштабная ретроспективная выставка Роберта Рафаиловича Фалька — одного из лидеров «Бубнового валета», знаковой фигуры времен оттепели — открылась для зрителей в Третьяковской галерее. В экспозиции представлены работы из 24 частных коллекций и 19 музейных собраний. Кураторам удалось очень полно представить творчество художника и отразить все периоды творчества мастера. Искусствовед Александра Ерошенко побывала на пресс-показе и специально для DEL`ARTE Magazine рассказывает о знаковых полотнах, представленных на выставке, и о творческом пути живописца.

Р.Р. Фальк «Обнаженная в кресле» (1923)

Вопреки хронологии, экспозиция выставки начинается с полотна Фалька «Обнаженная в кресле», которое было представлено на скандально известной выставке в Манеже, приуроченной к 30-летию МОСХа. Рядом с картиной установлен экран, где транслируется видеозапись посещения этого мероприятия Никитой Хрущевым 1 декабря 1962 года. Тогда Первый секретарь ЦК КПСС обругал творчество не только молодых художников, но в том числе и полотно умершего еще в 1958 году Фалька. Таким образом кураторы выставки напоминают зрителям о том, что творческое наследие одного из знаковых живописцев русского авангарда было несправедливо забыто из-за несоответствия линии официального советского искусства. Действительно, художник был увлечен сезаннизмом и экспрессионизмом, импрессионизмом и авангардом и не отступал от своих убеждений в угоду новой власти.

Импрессионизм

Ранний период творчества Роберта Фалька датируется 1905–1909 годами. В это время он, как и большинство художников в начале ХХ века, был увлечен импрессионизмом. В первые годы обучения в Российском училище живописи, ваяния и зодчества молодой художник работал под очевидным влиянием В.А. Серова и К.А. Коровина, как, например, в портрете Ляли Фальк. Живописец пишет пастозными мазками, а в его творчестве доминирует серо-охристая гамма, что свидетельствует о его увлечении «умеренным» импрессионизмом Союза Русских художников. Чуть позже Фальк, все время ищущий новые творческие методы, обратился к дивионизму и стал работать раздельными мазками чистого цвета.

Р.Р. Фальк «Лиза на солнце» (1907)

Модернизм и «Бубновый валет»

Следующий яркий период творчества Фалька — 1910–1921 годы — связан с популярной художественной группой «Бубновый валет». Живопись Фалька стала более декоративной, и его художественные искания приобретают более смелый характер. В некоторых портретах чувствуется увлечение живописца новыми колористическими решениями и исследованиями формы, характерными для кубистического искусства.

Р.Р. Фальк «Солнце. Крым. Козы» (1916). Изображение предоставлено Третьяковской галереей

Влияние кубизма у Фалька нашло выражение в качестве средства взаимопроникновения объемов и пространства, а не только в анализе структуры формы предмета, скрытой от глаз, как это было у французских художников, в том числе у Поля Сезанна. Наиболее ярко это выразилось в знаковой картине «Красная мебель».

Р.Р. Фальк «Красная мебель» (1920). Изображение предоставлено Третьяковской галереей

Новое «музейное» искусство

В 1922 году Фальк обратился к классическому искусству и вдохновлялся Рембрандтом, Тицианом, Веласкесом, Вермеером и барбизонцами. В это время среди теоретиков искусства активно обсуждался вопрос о дальнейшем существовании станковой живописи. Фальк же видел в картинах выражение абсолютной гармонии и создавал в каждой из них отдельный мир, убежище человека от жестокого настоящего. Вернувшись к мастерам прошлого, классическим сюжетам Венеры, художник создает «Обнаженную (лежащую)». Параллельно с творческими поисками и попытками создать новое музейное искусство Фальк преподавал во ВХУТЕИНе, а в 1928 году отправился в командировку во Францию.

Р.Р. Фальк «Обнаженная (лежащая)» (1922)

Поездка в Европу и увлечение экспрессионизмом

С 1928 по 1937 Фальк путешествовал по Европе, где в то время рождались новые направления. Парижский период творчества художника связан с экспрессионизмом. Полотно «Свадьба мертвецов» — наиболее характерное произведение среди экспозиции зала. Оно создано по мотивам спектакля «Ночь на старом рынке» для Московского государственного еврейского театра. Декорации для театральной постановки, которыми тоже занимался Роберт Фальк, выполнены под влиянием экспрессионизма, о чем говорят изломанные гротескные фигуры и монохромный колорит. В это время Фальк сосредоточен на ценности личного восприятия отдельного человека, его переживаниях, а не на поисках объективной красоты.

Р.Р. Фальк «Париж. Сена» (1936)

Фальк вернулся в СССР в разгар борьбы с формализмом в изобразительном искусстве. В доктрину соцреализма художник-модернист вписан не был, а потому оказался выключенным из художественного контекста советского искусства после многих лет, проведенных в Европе. Во время Великой Отечественной войны Фальк был эвакуирован в Самарканд, куда не доходили отголоски битв.

Эвакуация и возвращение в Москву

В эвакуации Фальк увлекся пейзажами колоритных восточных видов с мечетями и традиционной архитектурой. После возвращения в Москву Фальк получил мастерскую в доме Перцова на Пречистенской набережной и в позднем периоде творчества «писал только отрадное», как говорил его учитель В.А. Серов. Художник обратился к подмосковным пейзажам и видам Москвы, часто в его творчестве появляются натюрморты с цветами, и все они написаны звучными, яркими красками.

Р.Р. Фальк «Золотой пустырь. Самарканд» (1943). Изображение предоставлено Третьяковской галереей

В советское время имя Роберта Фалька было незаслуженно забыто. Первая ретроспектива мастера, представленная в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 23 мая 2021 года, показывает многогранность его художественного таланта, разнообразие творческий исканий. Роберт Фальк был важнейшим связующим звеном между европейской и русской живописью и повлиял на развитие неофициального советского искусства после 1950 года. Вот что говорит о творчестве Фалька генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: «Когда рассматриваешь его исполненные глубокой мудрости и взвешенности поздние картины, портреты великих современников, понимаешь, что у Фалька — уникальный художественный путь, а его произведения отмечены высочайшим качеством живописной культуры. Ретроспектива художника в Третьяковской галерее выводит творчество Фалька на совершенно новый уровень известности и понимания, способствует тому, чтобы его имя заняло достойное место в своде великих имен русских художников».

Другие Новости