Как сделать абстрактную живопись содержательной: о выставке Вики Шумской

Вика Шумская недавно представила выставку «Измеряя пустоту простотой касания двух линий или…» в галерее pop/off/art. Официально выставка начала работать 18 декабря, но из-за локдауна галерея смогла открыть свои двери только 15 января, а уже 28 января экспозиция завершилась. Но искусствовед Александра Ерошенко уверена, что имя Вики Шумской должен запомнить каждый: в своей рецензии на выставку художницы для DEL’ARTE Magazine она объясняет, как беспредметная живопись может отражать актуальные события, и почему нужно сожалеть, что мы все пропустили.

То, что выставку можно было увидеть не только онлайн, невероятно важно для художницы, так как ей хотелось прямого диалога со зрителем через собственное творчество. Вика Шумская создает сложную абстрактную живопись и, по мнению искусствоведов галереи, такие полотна особенно важно смотреть вживую, так как значение имеет не фигуративное изображение, а тонкая игра фактур, материалов и красок.

Вика Шумская — представительница среднего поколения современных художников. Она родилась в Украине в 1968 году, училась в Харькове, некоторое время работала в Москве, а последние несколько лет живет в Словакии. Выставочный проект совместно с галереей pop/off/art планировался на май 2020 года, но из-за ограничений, связанных с пандемией и закрытием границ, его несколько раз переносили. Главный хранитель галереи Анастасия Котельникова считает, что открытие экспозиции и возможность показать ее не только онлайн — настоящая победа над всеми ограничениями и несвободой, к которым всем пришлось привыкнуть.

Новый проект художницы «Измеряя пустоту простым касанием двух линий или…» сильно отличается от первоначального замысла автора. Вика Шумская считает, что сейчас важнее переосмыслить все потрясения, произошедшие за последний год, и выражает свои мысли в новых полотнах. Как и в предыдущих проектах («Из космоса нас не увидят», 2017 и «Книга соленой воды», 2016), она делает абстрактную живопись содержательной, избегая увлечения исключительно декоративными эффектами. По словам художницы, «эмоциональное наполнение работ намного выше и больше по отношению к смыслам простейших форм, соединяющихся в структуры произведений». Вика Шумская только намеками говорит о том, что отражено в том или ином полотне, предоставляя каждому зрителю найти собственный смысл.

Все картины, представленные на выставке, объединены в единый проект, а потому не имеют собственных названий, только нумерацию. Это еще один прием, которым художница освобождает воображение зрителя, не давая ему даже зацепки на то, что же все-таки символизирует изображение.

#5

Вика работает в технике action painting и наносит краски слоями, поэтому сложно понять, каким именно способом она добивается природных эффектов. Первозданный хаос, который символизирует фон, художница упорядочивает едва заметными отпечатками окружностей. Это образ того, как каждый из нас пытался наложить привычные паттерны поведения на изменившиеся обстоятельства.

#7 #8 #9

С помощью многослойной живописи художница создает материальное воплощение человеческой памяти, где воспоминания и впечатления накладываются друг на друга и изменяются. Триптих #7 #8 #9 состоит из холстов разной геометрической формы, и, в данном случае, они взаимодействуют между собой, а не с пространством. Абстрактная живопись становится автономным сложным организмом. В этих полотнах Вика Шумская обращается к образам своего детства и использует фигуративное изображение цветка. Похожий орнамент был на сарафане ее крестной, и для автора эта семейная реликвия является воплощением всей семьи. По словам художницы, ее очень трогало, что, когда она приезжала на каникулы, вся семья, включая самых дальних родственников, собиралась в одном доме для того, чтобы ее увидеть. Это ощущение собственной значимости и важности Шумская помнит до сих пор. Кроме того, вся ее семья — потомственные медики, и воспоминания о них помогли художнице преодолеть испытания, связанные с пандемией: она все время представляла, как бы они рассуждали в подобной ситуации. Ответ был один: самое важное — помогать другим людям.

#1

Многогранник сложной формы, отказ от классических форм холста символизирует разрыв с прошлым. Перед нами стоят совершенно новые проблемы виртуальной реальности, новой коммуникации, и исторический опыт не может помочь современным людям решить вопросы, которые встали перед ними сейчас. Кроме того, геометрия — это всегда жесткие рамки. Вика говорит о том, что она по-женски чрезмерно эмоционально реагирует на многие вещи. Чувственное восприятие помогает ей создавать полотна, и одновременно с этим живопись помогает ей справляться с эмоциями, а сложные формы холстов упорядочивают переживания.

#12

Тема взаимодействия с гаджетами продолжается в #12, следующем полотне серии. При близком рассмотрении можно увидеть, что сквозь слой краски кое-где проглядывают клетки основы. Изображение вблизи будто делится на пиксели, как и в смартфоне при слишком сильном приближении.

Абстрактное искусство Шумской побуждает к размышлениям и рефлексии, заставляет обратиться к самому себе, а сложная техника ее живописи завораживает. Художница не объясняет, что конкретно стоит за ее работами. С помощью абстрактной живописи, подразумевающей множество ассоциаций, индивидуальных у каждого зрителя, Шумская задает вопросы, заставляющие переосмыслять окружающую реальность, собственное прошлое.

Другие Новости