В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой», посвящённая 130-летнему юбилею со дня рождения Варвары Степановой — одной из амазонок русского авангарда. Евгений Наумов подготовил для читателей DEL’ARTE Magazine небольшой обзор, расширяющий культурный контекст представленных здесь экспонатов.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» — это не первый за последнее время проект, посвящённый влиятельным отечественным культурным явлениям начала XX века. Вероятно, поэтому он больше носит характер оммажа, нежели предлагает зрителям результаты новейших исследований.
Варвара Степанова. «Шесть фигур». 1919 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов
Помимо творческого наследия самой Варвары Степановой, в залах Галереи искусства стран Европы и Америки ГМИИ имени А.С. Пушкина представлены работы Ольги Розановой, Александры Экстер, Любови Поповой, Анастасии Ахтырко, сестёр Ольги и Галины Чичаговых и других талантливых художниц. Подобный отбор по гендерному признаку заставляет вспомнить проект «Музы Монпарнаса», однако различий между двумя подходами, сформировавшими эти вставки, больше, чем общего. Выставка 2021 года была посвящена достаточно широкому временному отрезку и потому включала в себя и символизм, и абстрактное искусство, и кубизм, и ар-деко, и довоенный круг Бато Лавуар, и послевоенный круг Парижской школы. В противоположность этому новая экспозиция объединила узкий круг достаточно близких по духу художниц и потому не зря носит название «Подруги». Большую часть героинь связывали товарищеские отношения: одни из них преподавали во ВХУТЕМАСе, другие — учились. Многие участвовали в выставке «5 × 5 = 25», открывшей дорогу к конструктивизму и производственному искусству.
Ольга Розанова. «Беспредметная композиция. Цветопись». 1916–1918 © Фото: Евгений Наумов
Каждый из семи залов выставки посвящён какому-то одному направлению деятельности. И в силу того, что теоретики и практики конструктивизма считали живопись пережитком буржуазной потребительской культуры, картины не занимают главенствующее положение в экспозиции. Для самих художниц эти немногие сохранившиеся работы были скорее штудиями по исследованию законов формообразования, которые затем применялись в прикладных, общественно полезных направлениях: массовой агитации, театре, дизайне тканей и одежды, полиграфии. Молодые революционеры от культуры стремились устранить автономное искусство, Искусство с большой буквы, чтобы сделать его достоянием каждого члена нового социалистического общества.
Варвара Степанова. «Женская Степанова (№ 15)». 1920 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов
В первых двух залах выставки «Подруги» можно обнаружить живописные и графические работы Варвары Степановой, Ольги Розановой и Александры Эстер. Последние две представлены геометрическими композициями, а главная героиня выставки — десятком полуабстрактных человеческих фигур. Вероятно, это плоды творческих поисков конструктивных особенностей и динамики тела. В витринах разместились листы из записных книжек и учебных альбомов, в основном абстрактные конструкции из цветных линий и базовых геометрических элементов. Особый интерес вызывают дружеские шаржи на коллег по Левому фронту искусств, созданные Анастасией Ахтырко и сёстрами Чичаговыми.
Анна Толстикова, Анастасия Антонова, Тамара Залуцкая, Людмила Коновалова, Ирина Николаева, Алёна Серединова, Анастасия Фёдорова. Коллекция кукол по эскизам Любови Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец» 1922 года. 2019; Александра Экстер. «Марсианка», эскиз костюма к кинофильму «Аэлита». 1924 © Фото: Евгений Наумов
Следующий зал посвящён театральной деятельности авангардисток. Драматическое искусство было крайне важным для деятелей Левого фронта искусств. Во-первых, подмостки малых театров служили агитационной трибуной для передачи массам трудящихся социалистических ценностей. Во-вторых, сами пролетарии активно вовлекались в создание спектаклей на уровне заводских ячеек и клубов. Основными темами таких массовых произведений становились классовая борьба и высмеивание мещанских ценностей. Здесь же представлены проекты костюмов для фильма «Аэлита», созданные Александрой Экстер в эстетике ар-деко. Изящностью силуэта и декоративностью они разительно контрастируют с простыми лапидарными формами театральных проектов Варвары Степановой и Любови Поповой. Украшения в виде машинных шестерёнок вызывают в памяти технооптимизм начала XX века, веривший, что автоматизация труда служит залогом освобождения рабочего.
Варвара Степанова. Проекты мужской и женской спортивной одежды. 1923 © Фото: Евгений Наумов
Следующим направлением перестройки молодого социалистического общества Левый фронт видел внедрение осознанного творческого дизайна на заводы и фабрики. Производственное искусство, опять же, метило сразу в две цели. Обучение фабричных рабочих основам работы с материалом так, чтобы они могли реализовывать личные художественные стремления и создавать удобные, доступные и красивые предметы потребления, в частности ткань и костюмы. В идеале, каждый член будущего коммунистического общества неизбежно становился художником, что должно было отменить творческие элиты. Товары, созданные талантливыми мастеровыми, наполняли среду и одним своим видом влияли на общество, делая его более рациональным и раскрепощённым, психически и физически здоровым, вытесняя из пролетарских умов мелкобуржуазное стремление к индивидуализму и накопительству.
Эскизы Любови Поповой на выставке «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» © Фото: Евгений Наумов
Ткани, разработанные Варварой Степановой и Любовью Поповой, их ученицами из ВХУТЕМАСа и рядовыми работницами Трёхгорной текстильной фабрики и Ивановской мануфактуры, до сих пор поражают зрителей и любителей моды своими декоративными решениями, сочными яркими геометрическими композициями и конструктивными изображениями рабочих и колхозниц, автомобилей и тракторов, спортсменов и пионеров. Жители молодой советской республики буквально на себе носили символические образы идеального мира, который им предстоит строить.
Реконструкции платьев по эскизам Любови Поповой и Варвары Степановой © Фото: Евгений Наумов
Отдельно хочется упомянуть реконструкции костюмов, созданные Ксенией Смолкиной, Ириной Кузнецовой, Еленой Шипиловой и другими талантливыми современными модельерами по эскизам подруг-авангардисток и историческим фотографиям. Три стенда с этими моделями платьев привлекают внимание посетителей выставки даже из соседних залов через дверные проёмы, как бы доминируя над всеми остальными экспонатами.
Варвара Степанова и Александр Родченко. Разворот журнала «СССР на стройке». 1940 №7, фотомонтаж, посвящённый Владимиру Маяковскому. 1940 © Фото: Евгений Наумов
Последние два сектора посвящены полиграфическим и фотографическим экспериментам амазонок русского авангарда. Возможно, в качестве истоков этот раздел открывают дореволюционные футуристические книги, оформленные Варварой Степановой и Ольгой Розановой. Ещё в 1910-х годах эти молодые девушки верили, что их искусство преобразует общество одной только своей эстетической силой. И этот творческий заряд они передали студенткам ВХУТЕМАСа, которые создавали дизайн яркой печатной продукции: агитационные плакаты, театральные афиши, детские книги, популярные журналы. Стоит ли говорить, что все эти тиражные произведения полиграфического искусства ещё активнее влияли на настроения рабочего класса? Печатная продукция — важная часть наглядной агитации. Она знакомила молодых читателей с обществом, частью которого им предстоит стать, рабочих и колхозников сподвигла на трудовые подвиги и политическую активность.
Варвара Степанова. Фотомонтаж для разворота книги «Итоги первой пятилетки». 1933 © Фото: Евгений Наумов
Как же могло случиться, что визуальные произведения, созданные в русле классовой борьбы, теперь потеряли свой подрывной заряд? Ни агитационный плакат, ни авангардный спектакль, ни конструктивистский костюм, будучи выставлены в музее, не рассматриваются зрителем как часть огромной пропагандистской машины. Хотя эти артефакты не задумывались их создателями и создательницами как произведения искусства, современный человек не может их помыслить ничем другим. Он даже может негативно относиться и к идеям Карла Маркса, и к политике партии большевиков, но при этом восхищаться творениями пионеров отечественного дизайна. Эту возможность ему дарит история искусства и музей, которые изымают эти объекты из реального мира в область чистой эстетики.
Выставка «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» очень тезисно знакомит посетителя с социальными и культурными явлениями 1920-х — начала 1930-х годов, к которым относятся представленные в семи небольших залах произведения выдающихся русских художниц. В какой-то части эта экспозиция повторяет проекты «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы, «1926. Конструктивизм. Начало» в Центре «Зотов» и многие другие, от которых её отличает разве что концентрация на женщинах-художницах. Однако многие экспонаты, особенно запрошенные кураторами из частных коллекций, здесь можно увидеть впервые. Говорит ли обилие подобных выставок о возрождении интереса к русскому авангарду и сулит ли это актуализацию его социально-культурной программы по преобразованию рядового гражданина в свободного художника? Время покажет.