Кто тут искусство создаёт?

В сентябре в кластере ЦСИ «Винзавод» открылась новая галерея. Нижегородская FUTURO презентовала в Москве новый проект арт-группы NONSNS, который вызывал некоторое недоумение столичной публики, незнакомой с практиками этих партизан внутри музеев и галерей. В чём заключается институциональная критика молодых художников, читателям DEL’ARTE Magazine рассказывает Евгений Наумов.

Входя в галерею FUTURO на «Винзаводе», зритель попадает в аналог шоурума магазина модной одежды. Длинные рейлы с чёрными худи на вешалках, эти же предметы одежды, прикреплённые к таким же чёрным подложкам-рамам, красуются на стенах, так что посетитель выставки может внимательно рассмотреть запринтованные белым цветом надписи: «верьте в искусство!», «верьте в нонсенс!», «вы создаёте то, что вы выбираете», make art nonsns again. Неудивительно, что у некоторых любителей контемпорари-арта эти призывы вызывают воодушевление, и они покупают себе небольшой кусочек искусства в виде белых носков с подобным лозунгом.

Художники группы NONSNS на открытии выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

Посетители проекта арт-группы NONSNS «Быть в искусстве» становятся невольными участниками эксперимента по обнаружению границы искусства. Фактически они предлагают ему воспользоваться стратегией Марселя Дюшана, выбравшего однажды писсуар и превратившего его в произведение искусства:

«Не имеет значения, сделал ли Мистер Мутт (Дюшан) фонтан своими руками или нет. Он ВЫБРАЛ именно его. Он взял непримечательный предмет обихода и расположил композиционно так, что с новым названием и под новым углом зрения пропало его старое утилитарное назначение, сформировав тем самым новое понимание объекта», — писала об этом американская дадаистка Беатрис Вуд.

Вид выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

С помощью этого жеста NONSNS, казалось бы, реализует сразу две задачи исторического авангарда. Во-первых, группа подрывает товарную культуру, превращая предметы массового производства в произведение искусства. Во-вторых, профессиональные художники передают зрителю право создавать искусство и простой способ осуществить это право. Казалось бы, после этого все художественные галереи следовало бы закрыть, так как каждый желающий теперь имеет возможность держать произведения искусства у себя дома. Однако этого не произошло, как не произошло ничего подобного после признания «Фонтана» Марселя Дюшана всеми крупными институциями. Наоборот, последние потребовали от художника создать целый тираж подписанных реплик первоначального писсуара для своих экспозиций. Так кто же делает искусство искусством? Чей выбор? На этот вопрос есть как минимум два ответа.

Даниель Бюрен. «В раме и за ней». 1973 © Фото: Галерея BORTOLAMI

Первый ответ — музеи, галереи и прочие институты, которые занимаются отбором произведений искусства из неких артефактов. На это прямо или косвенно указывают акции Даниэля Бюрена или Майкла Ашера. Эти художники известны в том числе тем, что помещали внутрь музейного пространства объекты из другого дискурса, заставляя зрителя задуматься над тем, почему тот начинает воспринимать их как произведения искусства.

Даниель Бюрен. «В раме и за ней». 1973 © Фото: Галерея BORTOLAMI

Даниель Бюрен. «В раме и за ней». 1973 © Фото: Галерея BORTOLAMI

Инсталляция Бюрена «В раме и за ней» (1973) представляла собой верёвку, натянутую от стены галереи Джона Вебера в Нью-Йорке через окно, над улицей, к стене дома на противоположной стороне. На этой верёвке художник повесил холсты, выполненные в своей фирменной технике: белые и цветные вертикальные полосы краски, написанные поверх такого же узора ткани для матрасов. Посетитель галереи сначала видел наружную часть инсталляции, которая напоминала то ли рекламную растяжку, то ли бельё на просушке, затем он встречал те же объекты уже внутри выставочного пространства и вынужден был признать их искусством. «Рама» галереи делала их таковыми.

Статуя Джорджа Вашингтона работы Жана-Антуана Гудона у фасада Чикагского художественного университета и в экспозиции зала искусства XVIII века © Фото Кортни Доннелл, Расти Калп

Проект Майкла Ашера для Чикагского художественного университета (1979) включал перемещение статуи Джорджа Вашингтона с площади перед музеем в один из музейных залов, посвящённых искусству XVIII века. Помещение памятника почитаемому политическому деятелю в контекст искусства привело к тому, что он потерял значительную часть своего исторического значения, чтобы рассматриваться в категориях мастерства исполнения, пластичности и динамичности позы и других, характерных для арт-объектов.

Вид выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

Группа NONSNS также переносит в пространство высокой культуры предметы, относящиеся скорее к дизайну и моде. Так же, как в описанных выше примерах, эта выставка подразумевает сравнение с аналогичными объектами вне рамки галереи. Эти объекты расположены в витрине рядом и именуются «подделками». Но у зрителя всё же остаётся свобода сделать это сравнение самостоятельно, основываясь на личном опыте: это выглядит как магазин одежды, здесь можно купить — это и есть магазин одежды. Чтобы сделать противоположный вывод, необходимо обладать знаниями о художниках NONSNS и их стратегиях смешения музейного и обыденного. Или зрителю нужно проявить любопытство, чтобы обнаружить видео с пояснениями, что это всё же не шоурум, а тотальная инсталляция.

Открытие выставки «Быть в искусстве» © фото: Галерея FUTURO

Посетитель художественной галереи обычно заведомо готовится к тому, что встретит внутри произведения искусства. Да, бывают исключения — например, скептики, полагающие, что их обманывают, выдавая за шедевры всякую ерунду. Но так или иначе существующие в западной культуре предустановки делают гостя специфических пространств типа музеев более внимательным к своему эстетическому опыту. 

Однако так ли велико влияние институтов, служащих «рамой» для искусства, как это описано выше? Да, они занимаются отбором артефактов, которые заслуживают войти в дискурс высокой культуры — жест, который пародировал Марсель Дюшан, — но значит ли это, что картина, скульптура, цифровое произведение, видеоинсталляция или какой-либо иной объект не были искусством до того, как попали в стены галереи? Очевидно, нет. Всё те же самые предметы, будучи обнаруженными в мастерской художника, также будут причислены к произведениям искусства.

Марсель Дюшан. «Фонтан». 1917 © Фото: Альфред Стиглиц; Одна из восьми копий «Фонтана» 1964 года, созданная Артуром Шварцем на основе фотографии оригинала © Фото: Джоана Ранхель / Flickr / CC BY 2.0

Второй ответ на вопрос, кто же на самом деле производит искусство, кажется более очевидным и бесспорным — это художник. Однако этот ответ влечёт за собой следующие проблемы: а кого можно считать художником и всё ли, что производит художник, будет искусством? 

Попытку дать ответ на вторую проблему предпринял небезызвестный Пьеро Мандзони, когда создал тираж консервных банок, содержащих «дерьмо художника» (1961). Эпатажный жест был принят профессиональным сообществом, возможно, потому, что автору уже был выдан внушительный кредит доверия или полученные им произведения действительно обладали важным для истории искусства концептуальным значением. Так или иначе ответ был утвердительным: «всё, что производит художник, может быть искусством».

Пьеро Мандзони «Дерьмо художника». 1961 © Фото: Центр Помпиду 

Но что делает художника художником? Тоже институты, или мнение профессионалов, или сочетание обоих этих факторов? Вопрос остаётся открытым. Многие авангардные течения призывали всех людей стать художниками, упразднив тем самым саму категорию искусства. К этому стремились русские производственники, французские сюрреалисты, британский поп-арт, ситуационистский интернационал, лидера которого — Ги Дебора — группа NONSNS упоминает в сопроводительном тексте выставки. Ни одна из этих попыток не была вполне удачной, и основное сопротивление они встречали, возможно, со стороны зрителей, выбравших не быть художниками.

Вид выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

Тотальная инсталляция «Быть в искусстве» ставит перед посетителями вопросы, является то, что они видят внутри галереи FUTURO искусством и почему? И в зависимости от ответов стратегия поведения может быть различной. С одной стороны, зритель может подумать, что его обманывают, выдавая за произведения высокой культуры обычный дизайн: «Я могу заказать себе худи точно с такими же принтами». С другой стороны, этот скептик вполне может приобрести пару носков и носить их время от времени, пока те окончательно не испортятся. Однако, признав отдельные части инсталляции NONSNS искусством, его покупатель оказывается скован правилами обращения со столь ценными артефактами. Нельзя совать свои ноги в шедевр, его нужно хранить и надеяться впоследствии прибыльно продать. Или не надеяться, а стать коллекционером арт-носков, открыть частный музей и войти в историю как меценат.

Искусствовед Александра Обухова в видеокомментарии в пространстве выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

Проекты NONSNS служат прекрасной иллюстрацией перехода обыденных вещей в статус искусства, однако они не подразумевают, по крайней мере явно, перехода зрителя в статус художника. На самом деле группа пользуется авторитетом самих себя и институций для того, чтобы раскручивать маховик товарного потребления. Ссылаясь на Ги Дебора, NONSNS продолжают стратегию Джеффа Кунса. Если не можешь победить Глобальный Спектакль — возглавь его. Они предлагают зрителю выбор, но выбор этот должен произойти из двух предложенных вариантов. Посетитель галереи FUTURO может:

  • Согласиться с тем, что «Быть в искусстве» — это произведение искусства, и присоединиться к мнению виртуального экспертного сообщества в лице Александры Обуховой. Далее он может потратить около 100 000 рублей на приобретение одного из худи и стать коллекционером.
  • Не согласиться с тем, что «Быть в искусстве» — это произведение искусства, пожать плечами и уйти. Будет ли его голос учтён? Один из ста тысяч зрителей отказался считать тотальную инсталляцию в галерее FUTURO искусством, превратит ли это последнюю в магазин одежды? Конечно же нет. Зритель ничего не решает.

Вид выставки «Быть в искусстве» © Фото: Галерея FUTURO

Однако выход из бинарной оппозиции есть всегда. Зритель может по собственной воле совершить трансгрессию в статус художника и самостоятельно сделать худи, которое станет искусством. Можно предположить, что именно к такому выбору призывает группа NONSNS — выбору сделать то, что будет названо подделкой. 

Искусство — это вопрос выбора. Оно создаётся путём выбора, выбраковки некоторых артефактов из обыденного мира в область культуры. Выбор этот совершают зрители: профессиональные зрители, такие как кураторы, критики и сами художники, зрители-энтузиасты, просто находящие удовольствие в посещении выставок современного искусства. Не так уж важно, кто делает этот выбор для всего человечества, ведь каждый человек может сделать выбор для самого себя. Любой выбор имеет значение, даже если кажется, что нет. Выбирайте выбирать!

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты