В середине мая в Москве, в стенах Первой образцовой типографии, концепт-бюро PRANNA представило групповой проект «Любовь. От и До». Невзирая на громкое и многолюдное открытие, событие это осталось практически не замеченным профильными изданиями. Искусствовед Евгений Наумов делится с читателями DEL’ARTE Magazine размышлениями по поводу нового оригинального выставочного формата и предполагает причины, которые не позволили этому проекту стать сенсацией сезона.
Проект «Любовь. От и До» подаётся как тотальная инсталляция, то есть масштабное коллективное произведение искусства. Организаторы предполагают говорить со зрителями на сложные и предельные в своей важности темы, объединённые под общим понятием «Любовь»: любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь к дому и родным, дружеская любовь и терпимость, травма нелюбви и исцеление, диалог во времени и пространстве. Посещение этой экспозиции подаётся кураторами как путешествие, которое «приблизит зрителя к ответу на вопрос „Что есть любовь?“».
Концепт-бюро PRANNA. «Мама, я здесь» © Фото: Евгений Наумов
Проект «Любовь. От и До» состоит из 13 залов, каждый из которых представляет собой замкнутую инсталляцию, связанную с остальными только общей темой. Большинство залов оформлял один художник: «Домой» — Эльдар Ганеев, «Школа» — Оксана Афанасьева, «Будуар» — Людмила Баронина, «Душа» — Анна Касс, «Поцелуй в губы» — Маша Сомик, «Бессмертие» — Вера Ширдина, «Летопись» — Фарангиз Ра, «Пробуждение» — Кристина Сидорова. Два зала содержат произведения нескольких авторов: «Травма» Си Ло, Linda de La, Элины Гусаровой и Катарины Лав и «Свет» Устины Яковлевой, Дарьи Рыжковой и Серафимы С. Стартовый зал «Мама, я здесь» и финальный «В зале ожидания свободных мест нет» подписаны концепт-бюро PRANNA.
Эльдар Ганеев. «Домой» © Фото: Евгений Наумов
По названиям залов можно сделать вывод, что экспозиция проекта символически повторяет жизненный путь человека, так что большинство посетителей так или иначе узнают в виртуальном герое самого себя и проникнутся к нему сочувствием. Этому же способствует активное вовлечение зрителя внутрь инсталляций, которое подразумевает прямое взаимодействие с объектами. Больше всего интерактивных элементов предлагает Эльдар Ганеев. В его зале можно обнять гигантскую бабушку, залезть в шалашик, поиграть в приставку. Маша Сомик также позволяет зрителю тактильные взаимодействия с некоторыми из своих произведений. В комнатах «Школа» и «Зал ожидания» у зрителя есть возможность написать что-то на листах бумаги и включить это небольшое сочинение в экспозицию. Фарангиз Ра даёт возможность взять с собой на память маленький свиток со скрытым сообщением. Ответ на вопрос «Что есть любовь?» нужно будет искать опытным путём, не в размышлениях, а методом погружения. В целом эмоции здесь гораздо важнее, чем концепции, и проект «Любовь. От и До» можно рассматривать как пространство коллективной психотерапии. Проблема такой «терапии», как и любых универсальных психологических советов, только в том, что она подойдёт всем и не поможет никому.
Оксана Афанасьева. «Школа» © Фото: Евгений Наумов
Составляющие «Любовь. От и До» залы по тому, как они исполнены, можно условно разделить на несколько категорий. В первую нужно будет отнести наиболее цельные индивидуальные проекты: «Домой», «Школа», «Будуар», «Пробуждение» и, возможно, «Летопись». Художники, создавшие их, или делали сайт-специфичные произведения специально для конкретной площадки, или удачно выстроили инсталляцию-рамку вокруг готовых работ.
Эльдар Ганеев. «Домой» © Фото: Евгений Наумов
Так, Эльдар Ганеев, верный своей художественной программе, обращается к ностальгии и выстраивает комнату-убежище из найденных объектов, относящихся к культуре 1980–2000-х годов. Иммерсивная инсталляция «Домой» погружает зрителя в тёплую обволакивающую атмосферу фундаментального доверия миру. Особенно выделяется здесь шатёр-бабушка, который можно обнять, снова ощутив щекой тепло и мягкость винтажного текстиля.
Людмила Баронина. «Будуар» © Фото: Евгений Наумов
Прекрасно построены залы «Школа» и «Будуар». Немногие работы: серия керамических тетрадных листов с росписью, имитирующей рукописи и рисунки ручкой, от Оксаны Афанасьевой и три объекта, объединённых тематикой женственности, от Людмилы Барониной — удачно вписываются в подобранную для них экспозиционную рамку. Дизайн залов помогает зрителю вникнуть во внутреннее содержание произведений даже без привлечения комментирующего текста. Школа — тетрадные листы, первая любовь, первые радости, первые разочарования, становление личности. Женская комната — раскрытие собственной сексуальности, травмы и исцеления, социальные ожидания, преодоление общественного гнёта. Всё это прекрасно вписывается в тематический маршрут проекта, показывая, что первые удары об углы межличностных отношений и первые преодоления трудностей формируют человека как личность и программирует его жизненный сценарий. И конечно, главную роль в этом играет любовь: внутри семьи, внутри детского коллектива, к самому (или самой) себе.
Кристина Сидорова. «Пробуждение» © Фото: Евгений Наумов
Зал «Пробуждение» вышел таким же цельным, как описанные выше три начальные комнаты. Здесь одно-единственное произведение оказывается заключённым в рамку больничной палаты. Нельзя отрицать, что Кристина Сидорова выбрала очень удачный способ экспонирования своего видео-арта — на потолке. Лежащий на койке зритель действительно может ощутить эффект пробуждения ото сна или почувствовать себя на пороге ключевого преобразования. Это усиливает эстетический эффект, так что итоговую инсталляцию действительно можно назвать совершенно новым произведением, выросшим вокруг первоначального видео.
Фарангиз Ра. «Летопись» © Фото: Евгений Наумов
Фарангиз Ра верна себе. Её «Летопись» — это рулоны из небелёной бумаги, которые, в силу специфики исполнения, экспонируются очень оригинальным способом. Свисающие с потолка и стелющиеся по полу «свитки» сами по себе становятся инсталляцией. Подобные работы, экспонированные подобным же образом, можно было видеть на выставке в Зверевском центре современного искусства, так что приходится с огорчением констатировать, что молодая и подающая надежды художница оказалась пленницей однажды найденной формулы произведения.
Вера Ширдина. «Бессмертие» © Фото: Евгений Наумов
Тотальные инсталляции «Душа» Анны Касс, «Бессмертие» Веры Ширдиной и «Поцелуй в губы» Маши Сомик больше похожи на небольшие персональные выставки этих художниц, чем на цельные произведения. Будучи показанными отдельно, в небольшой галерее, они, безусловно, могли бы произвести очень сильное впечатление, но в сравнении с «Домой», «Школой» и «Будуаром» сильно проигрывают. В экспозиции Маши Сомик очень много интерактивных объектов, которые можно обнимать, катать, трогать. Это может вовлечь зрителя в игру, но, возможно, помешает вдумчивому восприятию работ. Проект Веры Ширдиной, наоборот, не подразумевает активного взаимодействия с произведениями, но создаёт почти что сакральную атмосферу, настраивающую зрителя на возвышенный лад.
«Свет» © Фото: Евгений Наумов
Коллективные залы «Травма» и «Свет» отличаются оригинальными решениями в экспонировании произведений искусства. В первом устроены довольно высокие помосты, с которых очень удобно рассматривать две выставленные под углом монументальные картины Си Ло и горизонтальную картину из песка Катарины Лав. Небольшая площадь зала «Свет» дополнительно уменьшена помостом, на котором с трудом уменьшаются три-четыре зрителя. Такое решение добавляет представленной здесь живописи и скульптурам дополнительную ценность, так как посетителям выставки приходится подождать некоторое время, пока другие рассмотрят все представленные здесь работы.
Картины Си Ло в зале «Травма» © Фото: Евгений Наумов
С большим сожалением приходится сделать вывод, что проект «Любовь. От и До», даже при таком плотном наполнении произведениями современного искусства художественной выставкой в строгом смысле всё-таки не является. По уровню воздействия его можно сравнить с так называемыми выставками-байопиками, посвящёнными Виктору Цою, Владимиру Высоцкому и группе «Король и Шут»: большое число залов с интересным дизайном, иногда включающим оригинальные арт-объекты. Не становится «Любовь. От и До» и новым цельным произведением, какое должно было получиться по задумке концепт-бюро PRANNA. Художники разного уровня, разных медиумов и разного настроения скорее перетягивают внимание зрителя каждый в свою сторону, чем работают на построение цельной истории. В итоге 13 залов больше похожи на череду фотозон и аттракционов, которые, конечно, могут подтолкнуть зрителя к размышлениям о собственных эмоциях, месте в обществе, травмах и моментах радости, но в таком исполнении они становятся визуальным сопровождением квазифилософских мыслей, подобных тем, что пишут в статусах и записях в соцсетях. Аттракцион не судят по рассказанной истории, им просто наслаждаются.