В корпусе Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре открылась первая в России выставка Марии Ивановны Васильевой, художницы, которая по-прежнему мало известна русскому зрителю. Специально для DEL’ARTE Magazine Евгений Наумов представляет творческое наследие этой забытой модернистки.
Мария Ивановна Васильева — женщина, биография которой, вероятно, могла бы стать романом. Отправилась из Смоленска в Санкт-Петербург учиться на врача, а оказалась в Париже, в центре красочного вихря модернизма. Она училась у Анри Матисса и вдохновлялась его главным соперником — Пабло Пикассо, осваивала один новый стиль за другим, впитывая в себя дух эпохи. В отличие от многих коллег художница не замыкалась в каком-то одном направлении и продолжала экспериментировать, осваивая новые стили. Вероятно, ей не импонировали догматичность авангардных программ и агрессия манифестов. Искусство было для неё средой обитания, областью свободы и площадкой для диалога.
Мария Васильева. «Обнажённая». 1910-е (выставка «Музы Монпарнаса») © Фото: Евгений Наумов
Ценители искусства XX века имели возможность познакомиться с творчеством Марии Васильевой на выставке «Музы Монпарнаса», проходившей в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в 2021 году. На ней были продемонстрированы живописные работы, куклы и макет мастерской художницы на улице дю Мэн. Выставка «Возвращение домой», которая открыта для посетителей с 17 ноября по 10 декабря, даёт возможность более глубоко погрузиться в многообразное наследие Марии Васильевой. Здесь не так много ранних работ, выполненных в стиле кубизма, разве что «Ребёнок с игрушками», но зато зритель найдёт множество работ периода после Первой мировой войны.
Мария Васильева. «Ребёнок с игрушками». 1920-е © Фото: Евгений Наумов
Мария Васильева долгое время жила в Париже, в самом центре художественной жизни и культурного обмена. Знаменитые и малоизвестные художники, литераторы и критики, актёры и режиссёры делились личным опытом в свободной форме и вдохновляли друг друга. «Бато Лавуар», «Улей», кафе «Ротонда» стали не только узловыми точками богемной жизни, но и своеобразными художественными школами или философскими академиями. Их стены оглашались лекциями и сотрясались от горячих дискуссий.
Мария Васильева. «Пьета». 1924 © Фото: Евгений Наумов
В некоторых ранних картинах, представленных на выставке «Возвращение домой», явно чувствуется влияние на художницу со стороны коллег-модернистов. Например, «Пьета» напоминает работы Амедео Модильяни не только вытянутыми фигурами и отсутствием зрачков в глазах персонажей, но также и общим трагическим настроением. Некоторое влияние работ итальянского мастера ощущается также в картине «Два поэта». Более поздняя «Скульптура в саду» вдохновлена, возможно, другим итальянским художником Джорджо де Кирико. О нём напоминает использование в композиции картины изображения гипсовой скульптуры, немного мрачный, меланхоличный тон и ощущение ирреальности.
Мария Васильева. «Бог инков». 1954; «Без названия». 1950 © Фото: Евгений Наумов
В начале 1920-х годов Мария Васильева обратилась к примитивизму. Трудно судить о том, что привело её подобному повороту. Возможно, агрессивная модернистская европейская культура разочаровала её, как и многих современников. Отвернувшись от культа интенсивного прогресса, художница обратилась к неевропейским культурам: африканской, южноамериканской, полинезийской. Как и Поль Гоген, Мария Васильева ощущала близость основных принципов религиозных учений племенных культур, христианства, буддизма. Эта тяга к единому метафизическому миру ощущается в работах на религиозные темы: в картинах «Чёрная Дева», «Бог инков», «Монахиня», «Любитель искусства» —- а также в раннем рисунке, например в картине «Церемония».
Мария Васильева. «Дама, пьющая чай на морском берегу». 1940-е © Фото: Евгений Наумов
Второй важной темой для Марии Васильевой были люди: друзья, близкие, родственники. Например, оригинальный портрет портрета Жана Кокто, составленный из газеты, сложенной бумаги и прозрачной плёнки. В 1930-40-е годы художница выработала линеарную манеру изображения лиц, напоминающую экзистенциальные картины лондонской школы, которая возникнет несколько десятилетий спустя. Несмотря на условное исполнение, портреты Марии Васильевой, по всей видимости, не лишены точной передачи индивидуальных черт и психологических особенностей модели. Твёрдый рисунок в сочетании с мягкой тёплой палитрой даёт сильный декоративный эффект. Это позволяет нежным дружеским чувствам, которые художница испытывала к портретируемым, передаться и зрителю.
Мария Васильева. «Невеста из Кань-сюр-Мер». 1941 (слева); «Пьер Васильев». 1956 (справа) © Фото: Евгений Наумов
Ещё одной важной чертой работ Марии Васильевой стала символическая нагруженность. И на портретах, и на картинах на религиозные темы можно обнаружить как традиционные иконические знаки, отсылающие к культурному коду готики и раннего Ренессанса, так и элементы индивидуального языка художницы. Например, на картине «Невеста из Кань-сюр-Мер» помещены архангел Гавриил с лилией из классической иконографии Благовещения и два лика Христа, один из которых находится на символическом Древе Жизни. На портрете Пьера Васильева зритель видит модель вертолёта, древко стрелы с оперением, ладонь, а сам портретируемый держит над картой нитку с кольцом. Последнее отсылает, видимо, к эзотерической практике биолокации, а герой картины ищет некие сокровища.
Мария Васильева. «Любитель искусства». 1927 © Фото: Евгений Наумов
Искусство Марии Васильевой, будучи очень личным, оставляет ощущение беседы зрителя с автором. Несмотря на непростую судьбу и время великих потрясений на европейском континенте, художница сохранила веру в людей, любовь к жизни и способность видеть красоту в обыденных вещах — именно те качества, которые оказались востребованы и в наше время. Творческое наследие Марии Васильевой мало известно на родине, хотя связи с русским авангардом, по всей видимости, сохранялись. На Западе же её фигура была оттеснена коллегами-мужчинами, создателями многочисленных «-измов». Тем ценнее и приятнее узнать новое имя и вписать его в историю русского и европейского модернизма.
В рамках выставки 1 и 8 декабря в 19:00 состоятся экскурсии с коллекционером Эдуардом Мордуховичем и экспертом Дианой Джангвеладзе, а также встреча с коллекционером 3 декабря в 15:00. Регистрация на экскурсию и на collector-talk.