Как болят раны, можно ли избежать негативного опыта и как справиться с его последствиями? Художница Евгения Тарасова в новом проекте «Приливы» предлагает варианты ответов. Её выставка открыта до 5 сентября в петербургском арт-пространстве «Artist run space B12» (В.О. Биржевая линия, 12).
Небольшая комната, бетонные стены, покрытые штукатуркой, и приглушенный свет – полумрак «серой зоны» Петербурга, как назвала это место сама художница. Несколько шагов к центру, и зритель оказывается в ритуальном шествии объектов, где мысль, цвет, свет и звук сплетаются воедино. Евгения Тарасова как архитектор обладает глубоким пространственным мышлением и её ощущение genius loci передаётся через неявные интуитивные детали. Свет, исходящий из полупрозрачных плексигласовых работ, касается стен и зрителя, сближая их и превращая в одну симбиотическую систему, в которой царапины и раны смотрящего отражаются на испещрённых такими же отметинами сферических поверхностях. Это капли, подвешенные к потолку с помощью тросов, – слезы, стекающие по щекам от радости или от горя, или частички моря, то ли далёкого и родного, то ли доступного, но северного. Единой интерпретации нет и не может быть, как не может быть оков у водного потока.
Фрагмент экспозиции © Фото: Михаил Григорьев
Органическое стекло, из которого созданы объекты тотальной инсталляции, – довольно устойчивый к внешним воздействиям материал, однако он пропускает сквозь себя свет, восприимчив к цвету и позволяет создавать на своей плоскости богатую визуальную орнаментику. Художница использовала эти свойства для создания на идеальной поверхности плексигласа меток, символизирующих следы событий и времени, влияющих на будущее человека. Философия художницы сконструирована мыслями о трагической неизбежности получения опыта, при этом работы Евгении доказывают существование возможности применения этого опыта себе во благо. Жизненные раны, по её представлению, излучают свет, а не истекают кровью, боль струится вовне и постепенно превращается в энергию.
Фрагмент экспозиции © Фото: Михаил Григорьев
Наполненная действием и процессами экспозиция оплетена звуками электронной музыки французского исполнителя Toàn. Композиция обволакивает низкочастотным звучанием, погружая в центр мифологического хоровода вечных повторений: свидетельства травмы преобразовываются в символьный текст, который считывается зрителем и формирует дополнительное пространство. Для Евгении важнейшим элементом творчества является восприятие места как трёхмерного архитектурного кода, и проект «Приливы» демонстрирует формулы и знаки этого специфического языка через переплетение формы, света и звука. Чтобы изучить этот язык, зрителю необходимо погрузиться в пространство, воспринимая его как неделимое целое точно так же, как наши предки не отделяли себя от природы, а природу от мистического мира.
Фрагмент экспозиции © Фото: Михаил Григорьев
Единственным объектом, подчёркивающим связь зрителя с физическим миром, является красный пол, оттенок и фактура которого невольно считываются как незажившая рана. Для работ Евгении такое напоминание о телесном мире не совсем обычный шаг, ведь в основе предыдущих проектов – таких, как «Без очертания» или «Мерцание.Точка.Сигналы» – заложен интерес к первичной, невербальной коммуникации. Возможно, яркий красный знаменует изменение отношения художницы к миру знаков: теперь это не эфемерное измерение, существующее параллельно с человеком, а вполне осязаемое явление. Проект «Приливы» становится неким ключом к реальности, в которой ощутимое физически и предполагаемое становятся берегами единого потока жизни.