Неизвестный Репин: новые открытия в Третьяковской галерее

После масштабной выставки Репина в 2019 году казалось, что зритель видел уже все работы живописца, однако Третьяковка вновь удивила. Сейчас в «репинских» залах постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке представлены неизвестные работы художника, которые не были показаны на ретроспективной выставке. Специально для DEL`ARTE Magazine искусствовед Александра Ерошенко посетила экспозицию и рассказала, что нового можно открыть в творчестве такого известного художника, как Илья Репин.

В названии выставки «Илья Репин: известный и неизвестный» (16+) отражена концепция: разделение творчества мастера на две части. К «известному» относятся живописные и графические портреты классического периода, а к «неизвестному» — пенатские работы 1903-1930 гг., впервые представленные зрителю.

Фото 1. И.Е. Репин. Портрет историка И.Е. Забелина. 1877. Холст, масло. ГТГ. © фото взято с сайта Третьяковской галереи

«Портрет историка И.Е. Забелина» относится к московскому периоду (1877-1882 гг.) творчества Ильи Репина. Художник вступил в Товарищество передвижников и работал в направлении реализма. Впоследствии он станет ключевой фигурой этого стиля в русском искусстве. Портреты Репина поражают удивительной детализацией, скрупулезной точностью в изображении облика человека, но при этом мастеру удалось сохранить живую и трепетную манеру письма, что отличает живопись от фотографии. Так удивительное жизнеподобие в изображении самого историка уравновешивается обобщенным фоном: художник писал Забелина в его рабочем кабинете в окружении книг, но использовал крупные мазки, не отвлекая внимание на лишние бытовые подробности.

И.Е. Репин. Портрет княгини М.К. Тенишевой.1898. Холст, уголь. ГТГ. © фото взято с сайта Третьяковской галереи

Графический портрет русской меценатки, княгини Марии Тенишевой исполнен в петербургский период (1882-1900 гг.) Рисунок большого размера вполне способен конкурировать с привычными живописными парадными портретами. Работая углем, Репин всегда оставлял большие площади нетронутого листа, поэтому в его графике так много воздуха. Черно-белую технику, используемую для набросков, художник превращает буквально в живописную поверхность, прорабатывая светотень.

И.Е. Репин. Сыноубийца. 1909. Холст, масло. ВОХМ им. Крамского. © фото взято с архива Госкаталога

В эти же годы Репин задумал полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Шедевр Репина всегда вызывал эмоциональную реакцию публики, поэтому окончательный вариант картины, представленный в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, с 2018 года находится на реставрации после очередного нападения посетителя. На выставке демонстрируются эскизы, наброски, творческие поиски живописца и авторские повторения на тему произведения. Одно из них, «Сыноубийца» 1909 года показывает переосмысление Репиным этого сюжета: измененный колорит и свободный стиль письма говорят об увлечении экспрессионизмом. Кроме того, мастер изменил фон, изображая больше золотых деталей, что делает пространство мистическим. В повторении Репин сделал на заднем плане более резкую перспективу, и из-за этого приема картина напоминает эскиз к театральной декорации.

И.Е. Репин. Портрет Б.Ф. Леви. 1918. Холст, масло. Собрание Александра Дадиани, Москва. © фото картины сделано Александрой Ерошенко

Последние 30 лет жизни Репин провел в своем имении Пенаты. После революции эта территория отошла к Финляндии, поэтому художник оказался в эмиграции. В разгар революции живописец создал портрет Беатрисы Леви, жившей недалеко от него. Во время работы мастеру было уже 74 года, а его модели — 29. Он восхищался ее молодостью, легкостью, женственностью и называл «стройной музой в белом». В этом портрете нет присущего молодому Репину реализма, он более декоративный, смелый и яркий. Художник работал большими плоскостными цветовыми пятнами, смело сочетая красные и белые акценты.

И.Е. Репин. Неверие Фомы. 1921-1922. Холст, масло. Собрание Sephot Foundation, Лихтенштейн. © фото картины сделано Александрой Ерошенко

К концу жизни Репин все чаще обращался к евангельским сюжетам, на которые его наводили мысли о неизбежности смерти и приближении иной жизни. В это время он пишет работу «Неверие Фомы». В полотне еще больше ощущается влияние экспрессионизма. Художник пишет густо, пастозно, крупными мазками, в результате чего получается инфернальное изображение библейского сюжета. Сложная фактура полотна усиливает значимость евангельской притчи — победа Христа над смертью свершилась, и темнота озарилась огненным свечением.

Илья Репин — ключевая фигура русского реализма. Его творчество изучается многими искусствоведами и кажется, что ничего нового открыть уже невозможно. Однако, до сих пор остались неизвестные живописные и графические работы, и новая выставка Третьяковской галереи показывает, что Репин очень разный, и многое в его наследии предстоит открыть.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты