Первый частный музей русской иконы открылся в 1999 году в Екатеринбурге. Благодаря ему был сохранен уникальный промысел Урала — Невьянская школа иконописи. Специально для DEL’ARTE Magazine Александра Ерошенко рассказала, как появилась старообрядческая икона, в чем ее особенности и чем отличается уральское горнозаводское иконописание.
Раскольники для промышленников
Невьянская икона — одна из жемчужин Уральского региона. Яркая, декоративная школа иконописи была открыта исследователями совсем недавно — в ХХ веке. Сейчас это направление старообрядческой иконы вызывает живой интерес у искусствоведов и коллекционеров.
Рождество Христово. Мастерская Богатыревых
После реформы патриарха Никона в 1650-1680 годах не принявшие нововведения раскольники подверглись гонениям и были вынуждены уезжать в отдаленные регионы. Так Урал стал одним из старообрядческих центров. Уже в Петровское время в Невьянске, основанном Никитой Демидовым, образовались старообрядческие иконописные мастерские. К невьянской школе иконописи относятся не только изографы, работавшие в самом городе, но и мастера, работавшие по всему Уральскому хребту.
София Премудрость. XVII век
Практически все ведущие промышленники, на которых ориентировались иконописцы, не приняли церковную реформу. В этом заключается один из главных парадоксов истории — промышленность в России строили люди, которые противились европеизации и старались сохранить древние традиции.
Золото, жемчуга и соборность
Икона всегда отражает мировоззрение заказчиков. Для старообрядцев самой главной была идея соборности, общности, именно поэтому лики не имеют индивидуальных особенностей, а многофигурные композиции встречаются чаще, чем единоличные изображения святых.
Колорит Невьянской школы живописен и декоративен: нежный земляничный и киноварно-алый, холодный малиновый, розово-лиловый и пурпурный. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Такие яркие цвета и новые оттенки иконописцы получили благодаря тому, что начали использовать минеральные пигменты, добыча которых начала развиваться в XIX веке. Из-за нового химического состава красок невьянские иконы не подвергаются влиянию времени.
Богоматерь «Неувядаемый цвет» с избранными святыми на полях
Поскольку все сюжеты должны быть понятны, а изображенные узнаваемы, старообрядческие иконы имеют надписи на полях. Помимо коротких подписей часто встречаются объемные цитаты из богословских текстов, толкующих тот или иной эпизод Священного Писания. Любопытно, что на Урале иконы писали только темперными красками, поскольку очень строго следили за соблюдением древнего канона.
Невьянцы использовали технику сплошного золочения — листовое золото наносилось на полимент (красно-коричневую краску), который придавал золоту ровный теплый тон. Золотые детали могли украшаться гравировкой, черневым узорочьем. Из-за обилия отражающих деталей икона становилась сакральным источником божественного света.
Распятие Иисуса Христа (1799 год)
Протопоп Аввакум, идеолог старообрядцев, критиковал иконы Симона Ушакова за «живоподобность». Именно поэтому невьянские мастера сильно стилизовали изображение и стремились уйти от реализма, сделав акцент на декоративности. Художники подробно прописывали орнаменты на тканях, а иногда даже инкрустировали иконы настоящим жемчугом и драгоценными камнями.
Влияние моды
Художественные стили, получившие распространения в XVIII-XIX веках также повлияли на невьянскую икону. Влияние барокко прослеживается в использовании золотых картушей, тронов из золотых завитков, классицизма — в античных портиках иконостасов. Обращение изографов к современным стилям, модным при императорском дворе, объясняется желанием купцов и промышленников приобщиться к аристократической дворянской культуре. Тем не менее иконы не стали религиозными картинами, как это произошло в западной традиции. Каждый изображенный на иконе предмет по-прежнему является символом. Например, пещера символизирует сакральное убежище, модель вселенной; Вифлеемская пещера — «мир, пораженный грехом по вине человека, в котором воссияло солнце правды»; античные руины — языческий мир; гористый ландшафт — горнее место, духовное начало; своды и арки интерьеров — небесные своды.
Уральские мастера создавали не только писаные на дереве образы, но и медные литые иконы, которые в XVIII веке запретила официальная церковь. Их создавали в технике перегородчатой эмали и огневого золочения (растворенное в ртути высокопробное золото прокаливали до испарения ртути).
Литая икона
Невьянские изографы редко подписывали свои творения, так как на них не прекращались гонения как на еретиков. Помимо того, что художники скрывали свои имена, они вынуждены были утаивать и места создания икон, поэтому искусствоведам сложно было собрать сведения об уральской иконе. Современным исследователям удалось установить, что одним из центров стал Нижний Тагил и его окрестности.
Сохранением и изучением этого необыкновенного уральского промысла занимаются Дом Невьянской иконы (г. Невьянск), Музей Невьянской иконы (г. Екатеринбург) и фонд «Возрождение невьянской иконы и народных художественных промыслов». Благодаря меценатам в этих музеях можно увидеть всю историю уральской иконы с XVII века и до современного возрождения школы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал