NEW NOW: Личная коллекция — общественное приобретение

Ruarts foundation презентовал приобретения последних лет. Признанные молодые художники и классики русского искусства, женщины-художницы и «уличная волна». От частной коллекции к истории искусства. Краткий обзор от Евгения Наумова.

Выставка NEW NOW может считаться программной, ведь её задача — показать зрителям стратегии работы Ruarts foundation по поддержке современных художников и сохранению их наследия. Любая частная коллекция всегда будет иметь собственные задачи. Ни одному здравомыслящему любителю искусства не придёт в голову упрекнуть другого любителя в том, что тот собирает просто то, что ему нравится. Однако наиболее опытные коллекционеры вынуждены организовывать свои фонды более осознанно. В первую очередь, чтобы не допустить бесконтрольного разрастания коллекции, любители искусства ограничивают себя определёнными темами: не просто всё русское искусство, а русское искусство определённой эпохи, определённых групп и направлений. Во-вторых, они стараются, чтобы выбранные направления собирательства были представлены в их личном музее по возможности наиболее полно. 

Ирина Нахова. «Идеальный город». 1978 © Фото: Фонд Ruarts

Марианна Сардарова, основательница фонда Ruarts, сосредоточилась на нескольких взаимно пересекающихся сегментах русского искусства: послевоенном андеграунде, современных молодых художниках, в особенности на произведених художниц-женщин и стрит-артистов. Первая тема для отечественного коллекционера более или менее привычна: мастера неофициального искусства на протяжении нескольких десятилетий удерживают интерес и исследователей, и мирового рынка. Поэтому вполне закономерно, что стержнем коллекции современного русского искусства становятся признанные классики, от которых можно будет протянуть мостики концептуальных связей к молодыми авторам. 

Франсиско Инфанте-Арана. Из серии «Очаги искривлённого пространства». 1979;
Никола Овчинников. «Лес». 1992 © Фото: Евгений Наумов

Российское послевоенное неофициальное искусство представлено на выставке NEW NOW несколькими авторами. Ярко выделяется кинетическая скульптура Франсиско Инфанте-Арана из серии «Очаги искривлённого пространства». Три зеркальные спирали, которые вращаются с разной скоростью, создавались, вероятно, для экспонирования на природе, но и в интерьере галереи смотрятся вполне выгодно. Тем более что некоторый символический контекст берёзовой рощи создаёт инсталляция «Лес» Николы Овчинникова. Спирали закручены так, что реальность отражается в них под углом в 90°. Абстрактная бронзовая скульптура Владимира Немухина «Посвящение немецкому поэту Мартину Хюттелю» сохраняет концептуальную связь с другими подобными работами мастера, хоть и не так масштабна. Из живописи обращают на себя внимание произведения Ирины Наховой, Игоря Шелковского, Николая Вечтомова и Бориса Кошелохова. 

AES+F. Из серии Mare Mediterraneum. 2019 © Фото: AES+F

Но наибольшее внимание зрителей привлекают девять фарфоровых статуэток группы AES+F. Серия Mare Mediterraneum, как и всё творчество коллектива, отсылает зрителя к устоявшимся культурным кодам, в частности к пасторальным группам Мейсенского фарфорового завода или неаполитанской мануфактуры Каподимонте, давно ставшим предметом вожделения коллекционеров. Вместе с этим галантные сцены на море напоминают зрителю о миграционном кризисе в Европе. Они разворачиваются различных плавучих судах, от спасательных шлюпок до досок для сёрфинга и большой яхты, поддерживаемых объёмными фарфоровыми волнами, подчёркнутыми орнаментами из сусального золота. Фарфоровые статуэтки сопровождает анимированное цифровое видео, постоянно меняющееся между состояниями штиля и шторма. Эта серия исследует актуальные европейские социально-политические проблемы через фарфор, «традиционный» декоративный материал европейской буржуазии. 

Zoom. «Притча о слепых». 2020 © Фото: Фонд Ruarts

Панель «Притча о слепых», выполненная художником Zoom в сложной технике снятия эмали с металлической основы с последующем её окислением, также отсылает к наследию европейской культуры, точнее к одноимённой картине Питера Брейгеля Старшего. Наш современник исключил из композиции пейзаж, поместив героев сцены в визуальный вакуум, подчёркивающий их ограниченное восприятие, и кроме того, надел на них очки виртуальной реальности. Из последнего можно сделать вывод, что художник разделяет идеи технопессимизма, подозрительно относящегося к прогрессу средств передачи информации. Если группа AES+F рассказывает о проблемах современности легко и непринуждённо, так, что иногда начинает казаться, что никакой проблемы и нет, то Zoom создаёт однозначно понимаемую нравоучительную композицию в духе Уильяма Хогарта. 

Диана Капизова. Без названия. 2020 © Фото: Евгений Наумов

С серией Mare Mediterraneum также рифмуются небольшие керамические скульптуры Дианы Капизовой. Художница действует в парадигме феминистического женского искусства, обращаясь к теме телесности и гендерных ролей. Эти произведения противостоят феномену «мужского взгляда», когда реалистичные изображения женщины создаются для эстетического удовольствия мужчины и предстают перед зрителем как нечто внеэстетическое и внепрофессиональное. Небольшие символические изображения внутренних женских органов, стилизованные под примитивные фетиши, с одной стороны, подсвечивают основную социальную роль женщины — материнство, с другой же, снимают с этой роли романтическую вуаль. 

Как работу по деконструкции «мужского взгляда» можно интерпретировать и «топоропись» Нестора Энгельке. Этот художник вырубает из покрытых тёмной эмалью досок силуэты героев известных картин, например «Данаи» Рембрандта. В этом примере изображения обнажённой натуры соединились стереотипы патриархальной культуры о женщине: трофей, источник эстетического удовольствия, объект сексуального желания, средство продолжения рода. Для воспроизведения силуэта любовницы Зевса современный художник воспользовался брутальными маскулинными средствами, он буквально нападает на природный материал, грубо отсекая от него крупные куски, символически сублимируя и агрессию, и сексуальное желание. Полученное изображение выглядит как открытая рана. Можно сказать, что Энгельке также работает в профеминистском ключе, анализируя собственную мужскую природу. 

Катерина Серьёзная. «Тоска». 2018 © Фото: Фонд Ruarts

Женщины-художницы не обязательно работают исключительно с темами феминизма и гендерной теории. Например, Катерина Серьёзная создала инсталляцию из стекла и зеркал, напоминающую «Очаги искривлённого пространства» Инфанте-Араны. Вертикальные силуэты берёз и горизонтальные изображения цифровых глитчей повторяются и пересекаются внутри множащихся отражений. Интерьер галереи смешивается с пространством произведения искусства, отсылая зрителя к тому, как в наше время проникают друг в друга реальность и виртуальность. 

Миша Most. The Basic, 2017 © Фото: Евгений Наумов

Значительное место на выставке занимают произведения уличных художников: Кирилла Лебедева (Кто), Миши Most, Димы Retro, Сергея Шутова, Алексея Луки и других. Фонд Ruarts известен тем, что он поддерживает стрит-артистов и способствует популяризации их искусства как среди зрителей, так и у коллекционеров. В стенах галереи проходят регулярные выставки, семинары и ридинг-группы, посвящённые уличному искусству, поэтому совершенно неудивительно, что часть произведений были приобретены в коллекцию. Однако нельзя не заметить, что институция Марианны Сардаровой поддерживает уже признанных уличных художников, сделавших себе имя и не раз выставлявшихся на крупнейших ярмарках. Было бы интересно узнать и новые имена из этой субкультуры, тем более что новое поколение стрит-артистов уже заявляет о себе на соответствующем биеннале и тематических проектах. 

Алексей Лука. «Мебельный гарнитур № 3». Объект 1-3 © Фото: Евгений Наумов

Выставка NEW NOW отчасти отражает внутренние течения отечественного искусства. По тому, какие стратегии выбирают частные коллекционеры, такие как Марианна Сардарова, Игорь Маркин (основатель музея АРТ4), Марина Варварина (музей «Эрарта»), современные исследователи могут предугадать, какой будет история искусства через 10, 20, 50 лет. Личные коллекции постепенно вливаются в фонды государственных музеев, как это произошло с собраниями Леонида Талочкина, Георгия Костаки, или превращаются в самостоятельные институции, формирующие культурный ландшафт городов. Будем же надеяться, что подобных частных музеев современного искусства будет становиться всё больше, и ждать новой выставки приобретений Ruarts foundation.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты