В квартире на Никитском бульваре открылась вторая выставка независимой группы НОС (Новое Объединение Свободных). Новый проект посвящён таким проблемам, как возможность свободно высказываться и контроль содержания своих посланий, диалог со зрителем и проблема перевода абстрактных концепций в визуальную форму. Специально для читателей DEL’ARTE Magazine Евгений Наумов представляет результаты исследований современных андеграундных художников.
Выставка группы НОС «Источник неназванный» под кураторством Алины Петрухановой посвящена языку как особой области человеческой культуры, инструменту, которым каждый пользуется, но мало кто задумывается над тем, как он всё же устроен. Многие люди представляют себе язык как нечто, с помощью чего можно очень точно описать данную в непосредственных ощущениях реальность, фантазию или даже абстрактную концепцию. В свою очередь получатель послания (при условии, что он знает значение всех использованных слов) поймёт его именно так, как хотел автор. Например, любитель философии, читающий «Феноменологию Духа» Гегеля, может найти в ней именно те смыслы, которые автор вложил в сочинение. Мишель Фуко называл это идеей «прозрачности» языка. Такое «прозрачное» послание, состоящее из «прозрачных» слов, можно себе представить как некое стекло, через которое наш разум смотрит в реальность. Стекло это настолько проницаемо для взгляда, что открывающийся через него вид никак не искажается. Но соответствует ли это представление действительности? Ведь стоит сфокусировать взгляд на поверхности оконного стекла, и сразу становятся видны пузырьки, царапины, принесённая в каплях дождя пыль. Может быть, и с языком так же?
Виктория Несен. «Слово это камень». 2024 © Фото: Евгений Наумов
Двухчастная скульптура Виктории Несен представляет собой кирпичи, на которые нанесены надписи «Слово не воробей» и «Слово это камень». Кирпичи эти покрыты прозрачной эпоксидной смолой, которая за счёт неправильной формы, затёков и пузырей очень сильно искажает скрытую под ней реальность. В первом приближении эта работа деконструирует пословицу и указывает на то, что язык — это материал, из которого строится культура. Во втором — демонстрирует, что у привычного оборота помимо метафорического значения есть прямое. Ведь слово, на самом деле, не является ни кирпичом, ни воробьём, ни камнем, и человек, относящийся к культуре, которая не знает воробьёв и не строит жилищ из кирпичей, не поймёт тот посыл, что содержит произведение Виктории Несен. Наконец, эпоксидная смола тоже становится метафорой отсутствия лингвистической «прозрачности».
Катя Косова. Без названия. 2024 © Фото: Евгений Наумов
Способ, каким на самом деле работает язык, проиллюстрирован серией работ художницы Кати Косовой. Как язык зародился в качестве некого слепка окружающей действительности, так и в основе этих произведений лежит фотография реальной лошади. Однако фотографии эти фрагментированы, что примерно соответствует тому, как языковые средства лишь частично отражают бесконечное многообразие мира. Человек, слушающий такое неполное послание, вынужден незаметно для себя достраивать его до приемлемого объёма, и Катя Косова также дополняет частичные образы лошади рисунком. Художница знает, как выглядела лошадь на самом деле, и старается как можно подробнее передать зрителю её образ. И даже когда от фотографии остаются только части фона, она достраивает силуэт животного в образовавшиеся промежутки. Зритель тоже имеет представление о внешнем виде лошади и способен узнать её даже на фрагментарной фотографии — и только поэтому он может увидеть лошадиный силуэт в грубом рисунке Кати Косовой. И если показать зрителю фрагмент фотографии лошади с приделанными к ней крылышками, а затем только крылышки, он узнает их и поймёт, что где-то там присутствует и лошадь.
Наталья Менякина. «Театр теней». 2024 (фрагмент) © Фото: Евгений Наумов
Похожие механизмы работы языка запечатлены в работах серии «Театр теней» Натальи Менякиной. Художница разместила на цифровом коллаже руки, изображающие различные объекты реальности, и тени, которые они отбрасывают на поверхность стены. Эти тени она дополнительно вышила чёрным стеклярусом. Знаки, участвующие в информационном обмене, принято разделять на три категории: образы, символы и индексы. Первые связаны своим подобием с предметами или понятиями, на которые они указывают, вторые понятны благодаря общественному консенсусу. Индекс же — это след реального объекта: он говорит получателю послания, что объект, оставивший его, существует в действительности. В случае игры в театр теней тёмный силуэт одновременно становится индексом рук и образом для отсутствующего объекта, а в некоторых случаях этот образ оказывается настолько абстрактным, что только общий культурный код подсказывает зрителю, что перед ним условное изображение собаки.
Язык на самых ранних этапах своего существования, вероятно, был индексом окружающего мира. Учёные даже предполагают, что первые слова были звукоподражанием, то есть образом реальных объектов. Жестовые языки североамериканских индейцев за счёт своей образности позволяли установить контакт даже с белыми поселенцами. Однако впоследствии человеческая речь стала континуумом символов, пониманию которых необходимо специально учиться. Из инструмента, отсылающего к непосредственной действительности, язык в современных культурах стал инструментом управления восприятием. Человек уже не даёт имена значимым для себя фрагментам реальности — теперь он способен вычленить из сенсорного потока только те объекты, имена которых он успел изучить. Возможно, поэтому тени на работах Натальи Менякиной обладают более ощутимой объектностью, чем отбрасывающие их руки.
Катерина Anatol’evna. «64», 2023 © Фото предоставлено Алиной Петрухановой
Необходимость обучения языку отражена в работах Катерины Anatol’evna. Художница запаивает физические образы слов в стеклянные бутылки, которые, проходя обработку высокой температурой, деформируются вместе с содержимым так, что слова становится невозможно прочитать. Как речь иностранца, их смысл недоступен зрителю. Он даже не может догадаться, что в бутылках что-то содержится, если художница не подскажет.
Никита Макеев. AI. 2024 © Фото: Евгений Наумов
Предельным воплощением чистого языка без носителя становится искусственный интеллект. Этот самообучающийся собеседник, написанный на специально разработанном языке программирования и хранящийся в форме текста на электронном носителе, копирует поведение людей подобно зеркалу. Так же, как повседневный язык, AI дан пользователю как нечто готовое, что он вынужден принять. При этом, чтобы научиться отдавать ему команды и получать требуемый результат, пользователь вынужден изучать искусственный интеллект подобно иностранному языку. Никита Макеев создал метафорическое изображение рукотворного разума будущего, представляющее собой глянцевый чёрный ящик. Никто не знает, что находится внутри него, но его стены так хорошо впитывают в себя реальность, что контактирующий с ними зритель оказывается загипнотизирован всемогуществом виртуальной машинной личности.
Дина Боровик. «Напряжение». 2014 © Фото: Евгений Наумов
Работы Дины Боровик и Ульяны Лев возвращают зрителя в контекст общественных отношений. Окружающие люди ожидают определённого поведения, и каждый отдельный член социума с самого детства вынужден подстраиваться под эти требования. Он будет молчать, когда хочется сказать. Он будет стоять смирно, когда хочется посылать сигналы всем своим телом. Для любой языковой системы те явления, о которых принято молчать, часто оказываются гораздо важнее, чем то, что можно выразить словами. Только в искусстве, возможно, не бывает запретных тем.
Юлия Бариева. «Паузы в словах». 2024 © Фото: Евгений Наумов
Свобода высказывания невозможна без полного овладения языком, на котором человек собирается говорить. Для художника таким языком становится язык искусства, язык образов, метафор, индексов, концепций, правил и условностей. При этом искусство — это инструмент изучения реальности, в том числе реальности языка. В этом месте происходит рекурсия: художник ставит зеркало напротив зеркала, открывая вход в закольцованный коридор бесконечных смыслов. Комната в небольшой квартире становится контейнером для фрактального узора, по которому зритель может путешествовать бесконечно.
Посетить выставку «Источник неназванный» и пообщаться с художниками и куратором можно на финисаже, который пройдёт в понедельник 15 апреля с 17:00 до 22:00. Адрес: Никитский бул., д. 25, кв. 4, подъезд 1. Код домофона 3#809.