В цифровом музейном пространстве «Небесный Эрмитаж» до 10 декабря проходит выставка «Незримый эфир». Специально для DEL’ARTE Magazine с проектом познакомилась руководитель диджитал-арт проектов и коллекционер Ольга Проходцева. Она рассказывает, почему новая выставка – это шаг в будущее для современной российской культуры, и какие вопросы еще необходимо решить для правильного подхода экспонирования цифрового искусства.
Первая экспертная выставка NFT
Ноябрь 2021 года можно отметить началом нового витка происходящей сегодня революции в искусстве. В «Небесном Эрмитаже» – так теперь называется музейное цифровое пространство – представили первую виртуальную выставку цифрового искусства «Незримый эфир», подготовленную кураторами Дмитрием Озерковым и Анастасией Гарновой при участии большой команды партнёров и разработчиков. На сайте выставки информация представлена так:
«Все работы на выставке посвящены раскрытию и объяснению природы блокчейна и NFT. Проект станет началом создания «Небесного Эрмитажа» – нового музея в виртуальной ноосфере, который в будущем должен превратиться в цифровой филиал музея реального. Задача «Небесного Эрмитажа» – сохранять, изучать и дополнять цифровое культурное достояние: метаобъекты из виртуальной реальности, в том числе изначально существующие в цифровом виде (а не переведенные в цифру из аналогового мира)».
Впервые в России такие сложные экспонаты, как объекты цифрового искусства, представлены экспертным комитетом крупнейшего государственного музея, и к феномену развития NFT применена профессиональная оценка ведущих искусствоведов. На выставке представлены артефакты, которые являются ярким примером нового искусства и несут в себе культурную ценность, открывающую зрителю изменяющуюся природу современного искусства под воздействием цифровизации.
Экосистема блокчейна предоставила цифровым художникам средство монетизации своего творчества в виде онлайн-площадок для подтверждения авторских прав при помощи технологии NFT и открыла путь прямого взаимодействия с коллекционерами, но в то же время исключила участие профессиональных кураторов и искусствоведов, арт-дилеров, экспертное мнение которых крайне важно для определения ценности предметов искусства, изучения их значимости для мирового культурного наследия и передачи его следующим поколениям.
«Криптопанк #5652» Larva Labs
На сайте выставки кураторы предложили подробную информацию о природе цифрового искусства и технологии NFT, развитие которой и стало триггером развития рынка цифровых арт-объектов и привлечения интереса к артефактам из разных направлений, таких как видеоарт, аудиовизуальные инсталляции, сетевое искусство, генеративное искусство, криптоарт и другим видам произведений, средой для создания которых стали информационные технологии. Список всех экспонатов включает информацию об авторах и их трактовку своих произведений, а также адрес их местонахождения в интернете и имя или ник коллекционера, владеющего объектом.
Шедевры цифрового искусства
Среди цифровых экспонатов есть и наиболее известные и ценные произведения, выполненных в стиле «криптоарт», такие как коллекционный токен «Криптопанк #5652» криптографического арт-проекта Larva Labs, основанного в 2017 году Мэттом Холлом и Джоном Уоткинсом под влиянием лондонской панк-сцены. Это коллекционные 8-битные пиксельные изображения размером 24х24 дюйма, которые являются NFT-токенами, выпущенными на блокчейне Ethereum, т.е. по сути представляют собой несколько строк криптографического кода. Выпущено таких токенов ровно 10 000, каждое цифровое изображение имеет ряд уникальных особенностей, все они уже либо хранятся в кошельках коллекционеров, либо продаются на вторичном рынке по стоимости от 400 000 до 15 000 000$ за единицу.
«Кот Шредингера» Crypto Kitties
Еще один криптоарт-экспонат и самый редкий токен игры Crypto Kitties – «Кот Шредингера». Игра создана также в 2017 году на блокчейне Ethereum, представляет собой маркетплейс очень дорогих криптокотиков (стоимость каждого может достигать сотни миллионов долларов США), которых можно продавать и покупать, а также скрещивать и воспроизводить новых с уникальными характеристиками их генов, ну и конечно, зарабатывать на продаже котят. В смарт-контактах котиков зашифрован набор их уникального генотипа.
«ХАОС #21 Буколический» Урса Фишера
В коллекции выставки представлена и более ранняя цифровая работа «Квантум» Кевина Маккоя, созданная им в соавторстве с программистом Анилом Дэшем в 2014 году за три года до появления технологии NFT, которая после перевода её в Ethereum впоследствии была признана первым токенизированным произведением цифрового искусства и участвовала в торгах аукциона Sotheby’s. В ряде экспонатов также одна из цифровых скульптур уже известного российской аудитории физическими скульптурами швейцарского художника Урса Фишера «ХАОС #21 Буколический». Это одна из работ проекта CHAOS, в серии скульптур под номерами от 1 до 500 каждый цифровой артефакт представляет собой несколько предметов из реальной жизни, к примеру, кусок капусты брокколи и губку для мытья посуды, оцифрованных при помощи 3D-сканирования. Каждый артефакт получает свой NFT-токен. Скульптуры продолжают выпускаться и сейчас, 501-я модель объединит все скульптуры в одну композицию, к которой художник приложит инструкции и модели для 3D-печати и проекции в реальном мире.
Путешествие в виртуальную реальность музея
Особенный интерес представляет и виртуальное пространство галереи, построенное партнерами Государственного Эрмитажа по эскизу цифрового художника Олега Сороко. Для того чтобы совершить путешествие на выставку, теперь не нужно покупать билет и стоять в очереди на вход в музей, на смену этим процессам пришли другие, цифровые: посещение выставки теперь равноценно потраченному интернет-трафику и времени на настройку устройств просмотра виртуальной реальности, что пока доступно далеко не всем желающим.
Посредством приложения Spatial прогулку по выставке можно совершить с различных устройств, в том числе использовать очки и шлем виртуальной реальности, на настройку последнего уходит достаточно много времени, т.к. организаторы выставки, к сожалению, не составили пользовательской инструкции кроме той, что предупреждает, что для просмотра потребуются устройства с высокой производительностью и высокоскоростной интернет. К такому предупреждению можно еще добавить пункт о том, что потребуется задействовать мегабайты памяти устройства. Но при таких условиях применения пока еще незрелых технологический решений это нормально, поэтому важно отметить обеспокоенность организаторов влиянием выставки на природу нашей планеты и их прозорливое сотрудничество с проектом «Гринвест» для высадки деревьев и восполнения потраченного ресурса.
Скрины с экскурсии по выставке «Незримый эфир» в «Небесном Эрмитаже»
Еще, к слову о сложностях, для просмотра выставки в шлеме виртуальной реальности потребовалось найти инструкцию от создателей приложения на английском языке – воспользоваться ей также смогут не все, но путешествие в таком режиме, конечно, того стоит, даже только потому, что можно «вживую» увидеть очень красивый трехмерный экспонат «Органический рост: Кристальный риф» Майкла Джу и Данилы Криворучко в стиле генеративного искусства, представляющий собой кристалл, выращенный в зависимости от проведенных транзакций криптокошельков участников проекта. В целом прогулка по выставке – увлекательное путешествие в дивный и красивый мир, если не обращать внимание на сложности передвижения, обусловленные незрелостью устройств и программных средств, их загруженностью тяжелыми файлами. Также очень не хватало подробной схемы навигации по залам и объяснения кураторов почему те или иные арт-объекты объединены в тот или иной зал, как это обычно делают кураторы физических выставок.
О будущем цифрового искусства
На сегодняшний день курирование таких выставок искусствоведами, безусловно, является шагом вперед к осмыслению историко-культурной ценности цифрового искусства и сохранению культурного наследия. Государственный Эрмитаж не единственный музей, который сегодня занимается этими вопросами – в 2016 году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве открыл проект «Пушкинский XXI», одна из самых ярких экспозиций которого, выставка классика видеоарта Билла Виолы «Путешествие души», прошла в начале 2021 года. Похожие вопросы в России решают специалисты Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея современного искусства в Москве (МАММ), а также зарубежные музейные организации, хотя до недавнего времени это направление развивалось без участия экспертов и представляло собой сообщество цифровых художников и примкнувшим к ним специалистов по блокчейну.
«Первые и последние» Джонатан Монаган
В будущем времени наряду с искусствоведческой экспертизой для учета и хранения объектов цифрового искусства также потребуется и экспертиза IT-сообщества, и обращение к лучшим практикам управления IT-активами и международным стандартам для организации архитектуры хранилищ, обеспечения их информационной безопасности, регламентации процессов учёта, хранения, демонстрирования цифровых артефактов. К примеру, остаются открытыми вопросы в каком виде представлены экспонаты на выставке в Государственном Эрмитаже, в виде копий или оригиналов? Как зафиксировано перемещение на выставку арт-объектов в их NFT-сертификатах и зафиксирован ли вообще факт экспонирования в пространстве музея? Эта информация важна, т.к. из нее складывается провенанс произведения искусства, т.е. его история для потомков.
Помимо этого, встают вопросы, как музей подходит к учёту экспонатов, принятых на временное хранение, обеспечивает их безопасность и принимает ли на себя эту ответственность, как в физическом мире? Вопросы обеспечения безопасности еще важнее, если речь о цифровых арт-объектах, т.к. они более уязвимы из-за своей природы. Изучение этих вопросов – дело объединения ученых из разных направлений, кроссдисциплинарность этих вопросов рождает новые течения и в сфере культуры, и в сфере информационных технологий.