В Русском музее в Санкт-Петербурге собрали картины Николая Рериха в одну экспозицию и представили выставку «Николай Рерих. В поисках Шамбалы». Здесь его шедевры, посвященные славянской культуре, и работы позднего периода, когда он уже увлекся восточной философией. На выставке побывала Дарья Чертоляс и специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает о творческих поисках художника.
С юных лет Николай Рерих увлекался историей, традициями и культурой Древней Руси. В 10 лет он уже участвовал в археологических раскопках. Именно в своих увлечениях художник черпал вдохновение и писал заморские путешествия, древние города и персонажей русских былин — Илью Муромца, Соловья-Разбойника, Садко, Микулу Селяниновича. Учитель Рериха, французский художник Фернан Кормон, посоветовал ему работать с тем, что его больше всего вдохновляет, и дальше обращаться к своим истокам, к богатой древнерусской культуре. Поиск общности культур Древней Руси и Востока сформировал уникальный стиль и философию художника. Эти направления его творческой мысли и стали основой для организации экспозиции выставки «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» в Русском музее.
РУССКАЯ СЮИТА
Выставка условно разделена на два раздела — славянский и гималайский. Открывают экспозицию масштабные декоративные панно из серии «Богатырский фриз» (1910), которые художник создал по заказу предпринимателя Филадельфа Бажанова. «Фриз» состоял из 18 панно и вместе с майоликовым камином «Вольга Святославович и Микула Селянинович» работы Михаила Врубеля украшал дом Бажанова на улице Марата в Санкт-Петербурге.
Фрагмент Богатырского фриза. «Илья Муромец»
В 1903–1904 годах Рерих со своей женой отправился в путешествие по 40 русским городам изучать памятники русской истории, иконопись и знакомиться с историческим и культурным наследием.
В результате этого путешествия художник создал серию картин в архитектурном жанре. На выставке в Русском музее из этой серии представлены работы «Успенская Пароменская церковь в Пскове» и «Воскресенский монастырь в Угличе».
Свои переживания за судьбу страны Николай Рерих изложил в полотне «Зловещие» (1901). Работа отражала переживания художника, она — словно предчувствие скорых непростых времен, революций, войн. А в картине в красных тонах «Тени» (1916), где изображено пожарище, художник передает настроение первой мировой войны и страх за разрушение культурных ценностей.
«Тени» 1916 г.
В 1909 году Сергей Дягилев, однокурсник Рериха по Высшему художественному училищу, пригласил художника поработать в театральной антрепризе «Русские сезоны» в Париже. В результате сотрудничества были созданы эскизы к костюмам и декорации к операм «Весна священная» Игоря Стравинского и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова. Для оперы «Князь Игорь» Александра Бородина художник подготовил декорации «Половецкий стан», элементы которых также представлены на выставке в Русском музее.
«Весна священная» 1945 г.
Николай Рерих верил в высшие силы, которые руководят всем на земле. Этой вере посвящена картина «Небесный бой (1912), которая изначально была этюдом декорации к опере «Валькирия» Рихарда Вагнера, где вместо облаков на картине должны были биться валькирии.
ГИМАЛАЙСКАЯ СЮИТА
Вторая часть выставки посвящена экспедициям художника в Тибет, Индию и поздним работам мастера. Всю жизнь Рерих стремился на Восток, мечтал попасть на Алтай, в Монголию, Китай, Индию и на Тибет. Он хотел отправиться в экспедицию, чтобы найти доказательства миграции народов Востока на территорию Руси, и верил, что «искусство объединит человечество» в единую культуру.
В 1923 году Рерих вместе с семьей отправляется в большую экспедицию в Центральную Азию, которая продлится пять лет. Позднее в своем дневнике он напишет: «Гималаи! Сколько к ним устремлений. Как широка и прекрасна горная страна, Крыша мира. От Памира через весь Тибет, от Кунь-Луня до индийских равнин — неизмеримо в красоте многообразной».
В 1930–1940 годы Рерих пишет в основном картины с изображением вершин Гималаев, горных ледников Нанда-Деви, скал, снегов, поселений в Тибете.
«Святые горы. Гималаи. Ракопуши» 1933 г.
Даже картина «Единоборство Мстислава с Редедей» (1943), написанная во время Второй Мировой войны и посвященная борьбе русского народа со злом, представлена как восточная сказка, хотя сюжет взят из «Повести временных лет».
«Единоборство Мстислава с Редедей» 1943 г.
В своих путешествиях Рерих пытался найти идеальную страну, где люди любят друг друга и нет насилия. Его привлекала идея Шамбалы — мифической страны в Тибете, которую нельзя увидеть глазами, но можно почувствовать сердцем, если ты честный человек. В своем творчестве он превозносил древние культуры и важность наследия. Картины стали проводником его философии, которая и сегодня привлекает множество последователей.
Картины Рериха всегда можно увидеть в Русском музее. На выставке «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» картина «Зловещие» будет впервые представлена в оригинальной авторской раме.