Празднования 150-летия со дня рождения Пита Мондриана в 2022 году продолжаются проектами в лондонской галерее Tate Modern и немецком Музее современного искусства в Вольфсбурге. Специально для DEL’ARTE Magazine Алена Григораш рассказывает, чем были интересны юбилейные выставки Пита Мондриана в Музее культур в Милане, Муниципальном музее Гааги, и на что делают акценты кураторы выставок в Дюссельдорфе и лондонской Tate Modern.
Мондриан для Италии
Пита Мондриана легко узнать по сочетанию жёлтого, красного и синего квадратов в окружении белого фона, расчерченного жирными чёрными полосами. В их компоновке, верном сочетании цветов и поиске форм — прямоугольник, овал или ромб — художник будет стремиться к идеалу в искусстве. Потом его стиль опишут как неопластицизм, который подразумевает искусно найденный баланс в абстракции, динамику линий, независимую от верха и низа, центра и края; цвет, преодолевающий условности перспективы.
Пит Мондриан. Автопортрет. 1918 © Фото: Алена Григораш
Картина как священный предмет, способный произвести впечатление даже на кухарку, возникает в рассуждениях впечатлительного Пита Мондриана после чтения модной тогда альтернативной философии. Не обошлось и без популярных в то время теософских идей Елены Блаватской, оккультизма и космологии, согласно которой сущность мироздания сокрыта в вещах и тайных знаках. Свою лепту внесло и знакомство с иллюминизмом Эдварда Шюре, писавшего о великих посвящённых, достигающих совершенства через перевоплощения. Юный художник Пит Мондриан, сын строгого директора религиозной школы кальвинистов в Амерсфорте, понял во время учёбы в Академии изящных искусств в Амстердаме, что он и есть «голландский философ с кистью в руке», перед которым стоит сверхзадача найти абсолютное выражение anima mundi.
Пит Мондриан. Преданность. 1908 © Фото: Алена Григораш
Именно на этот романтизм и истоки в фигуративной живописи малых голландцев сделали ставку на прошлогодней январской ретроспективной выставке «Пит Мондриан. От фигуративности к абстракции» в Музее культур в Милане (Mudeс). Здесь впервые в Италии представили столь многочисленное собрание произведений самого популярного европейского абстракциониста. Выставка, по замыслу кураторов, началась не с первых работ Мондриана, благодаря которым он получил диплом учителя рисования, или полотен его дяди, в качестве хобби писавшего голландских бурёнок, а с гипнотических взглядов женских ликов, выполненных в духе символизма преимущественно в красном цвете, особенно любимом в итальянской культуре в период Нового года. Уже потом в экспозиции зрители видят его ранние полотна со старыми башнями и ветряными мельницами.
Пит Мондриан. Две хризантемы. 1899-1900 © Фото: Алена Григораш
Кураторы продемонстрировали и пейзажи Мондриана, полностью опровергнув миф о том, что он терпеть не мог зелёный. Художник изображает отдельные деревья, рощи, берега рек, ещё пишет цветы, относясь к ним трепетно, как истинный голландец. Для него хризантемы и амариллисы, но не банальные тюльпаны, – это тот самый сложносочинённый микрокосм, в котором заключена тайна творения природы. Кураторы точно уловили итальянскую любовь ко всему фигуративному и декоративному, объёмному, чувственному, в том числе и к цветам. Сравнивая россыпи лепестков пышных бутонов и блики на воде от листвы деревьев, зрителей подготовили к попыткам сочетать осколки форм в духе «высокого кубизма», который Мондриан увидел у Пикассо и Брака. Приобщиться к модному течению художник пробовал во времена жизни в Париже, но печальный повод – смерть отца в 1914 году – возвратил его на родину.
Пит Мондриан. Мельница на ветру вечером. 1917 © Фото: Алена Григораш
В Голландии он познакомился с Тео ван Дусбургом и вступил в объединение De Stijl, подписав в революционном 1917 году манифест о неопластицизме. Неудобные кресла Геррита Ритвельда на выставке в Милане, как бы продолжающие в интерьере сочетания цветов и объёмов с кубистических картин Мондриана, не так вызывают симпатию, как выставленная в самом углу небольшая деревянная шкатулка 1920 года Тийса Ринсема, также примкнувшего к объединению.
Пит Мондриан. Композиция № II. 1929 © Фото: Алена Григораш
К образу Мондриана – интроверта-интеллектуала, создавшего знаменитую работу из коллекции Муниципального музея Гааги «Композиция № II» (1929), – кураторы не добавили ничего, кроме реконструкций макетов его ателье в Париже и боксов с видеопроекциями, иллюстрирующими любовь художника к свободным ритмам джаза. Эти экспонаты рассказывают, как должен был работать неопластицизм в жизни, и как сам стиль жизни Мондриана менялся вместе с эволюцией его философии.
доп Тийс Ринсема. Шкатулка. 1924 © Фото: Алена Григораш
В Амстердаме его дом был окурен пачули, камфорой и табаком, рядом на улице стоял велосипед для выезда на пленэр. В то время Мондриан – юный символист, который всё время посвящает наблюдениям за природой. В Париже художник становится модником, принимает у себя гостей и поэтому начинает оформлять пространство мастерской, окрашивая проигрыватель в красный цвет и вешая на стены картоны с яркими акцентами, но главное, он расставляет зеркала по всему пространству, постоянно их перемещая, чтобы почувствовать динамику пространства.
Лондонскую студию художника, где он продолжал размышлять над пространством и динамикой линий, разбомбят в начале Второй мировой войны. Именно тогда он примет решение переехать в Америку и воссоздать там парижскую атмосферу, заново оформляя интерьер цветовыми акцентами на мебели. После пережитого ужаса войны в Европе он добавит многочисленные дыры в мебели – в поисках ритма.
Гаагские сокровища неопластицизма
Американский, последний период в жизни Мондриана, интересует устроителей выставок в Европе ровно настолько, насколько американские коллекционеры могут предоставить свои сокровища для экспозиции. Здесь, конечно, монополистом выступает Гаага. Показательная история: в 1935 году, когда Муниципальный музей Гааги только открылся, подаренную ему картину Мондриана 1933 года с жёлтыми линиями посчитали слишком экстравагантной и повесили на лестничном проходе.
Пит Мондриан. Картина №4. 1913 © Фото: Алена Григораш
Со временем, после даров друга художника Альберта ван ден Бриля и коллекционера Сала Слайпера, благодаря сбору средств на покупку работ Мондриана, организованному художником Чарли Туропом, отношение Муниципального Гаагского музея к неопластицизму изменилось в лучшую сторону. Сегодня он хранит 300 произведений мастера и обладает самой большой коллекцией Мондриана в мире. На выставке «Мондриан в движении. Художественный обмен и вдохновение», проходившей с апреля по сентябрь 2022 года, музей показал контекст творчества Мондриана, сконцентрировавшись на произведениях его друзей и последователей. Дело в том, что музей хранит не только Мондриана, но также обладает большим собранием вещей De Stijl, Эшера, Берлаге, серией примеров минимализма, крупной коллекцией предметов современной моды и фотографии.
Эта выставка во многом отразила и то, как полотна Мондриана предопределили саму политику формирования музейной коллекции. Так, с 1970-х годов гаагские хранители покупали те примеры работ, где явно чувствовался след неопластицизма, – это концептуальные эксперименты с ритмом и цветом нонконформистов от современного искусства Бриджит Райли, Фреда Сэндбека, Роба ван Конингсбрюггена, Боба Бони, Изы Генцкен и Реми Юнгермана. Но музей подчёркивает, что вишенкой на торте его собрания всегда остаётся «Победа буги-вуги» Мондриана, которая на выставке представлена «как грандиозный финал, а также как отправная точка для послевоенного и абстрактного искусства».
8. Пит Мондриан. Победа буги-вуги. 1942 © Gemeentemuseum Den Haag
Эта неоконченная работа была последней в творчестве мастера и после его смерти досталась сначала дилеру Фрэнсису Валентайну Дуденсингу, тот перепродал её американке Эмили Тремейн, а уже Нидерландский банк в 1998 году выкупил её и подарил государству. У этой картины сложный изменчивый смысл и незаконченная композиция. Это ромб с синкопирующими белыми квадратами поверх цветной мозаики из жёлтых, синих, чёрных и серых квадратов, в которых Мондриан хотел выразить свободу, асимметрию, хаос и быстроту нью-йоркской жизни, отличную от размеренной Европы. Он начал её как «Картину победы» в 1942 году из-за войны США с Японией, объявленной годом раньше, как символ надежды, а затем менял её тему и композицию, называя то «Бриллиантом», то просто ещё одной «Картиной буги-вуги». Последнее было похоже на параллельно созданную работу «Буги-вуги на Бродвее», законченную в 1943 году и оставшуюся в коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства.
Пит Мондриан. Буги-Вуги на Бродвее. 1942-1943 © Museum of Modern Art
Швейцарская картина «вниз головой»
В отличие от государственной коллекции в Голландии, частному Фонду Бейелера в Швейцарии пришлось приложить гораздо больше усилий по демонстрации весомости и новизны своей выставки. Поэтому весь 2021 год его сотрудники провели за изучением полотен Мондриана. На примере композиции «Картина № 1» (1921) с привычными цветными квадратами реставраторы с помощью рентгенографии выяснили, что Мондриан сначала чертил регулярную сетку карандашом и линейкой, а затем уже делал её асимметричной, заполняя ячейки цветом, в конце обводя их поверх густой чёрной линией. Исследования также показали, что Мондриан часто менял цвета местами и от более светлого голубого приходил к насыщенному синему, а тёмно-жёлтый выбелял до яркого неонового жёлтого. Среди 89 работ, которые были представлены на выставке в хронологическом порядке, помимо работ из частной швейцарской коллекции, самыми интересными, пожалуй, являются американские экспонаты. Например, ранняя кубистическая «Композиция № 9» (1913) из Музея современного искусства в Нью-Йорке в голубых тонах и поздние вещи, осевшие в немецких коллекциях, – «Нью-Йорк I» (1942) из дюссельдорфского музея K20, где вместо цветных квадратов Мондриан наклеивал цветные полоски из бумаги, чтобы показать дробный ритм движения, напоминающий фары машин на хайвее, увиденные с высоты.
Пит Мондриан. Нью-Йорк I. 1941 © Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen Düsseldorf
Именно по поводу этой картины при её возвращении в Дюссельдорф для монтажа на идущей сейчас выставке (29 ноября 2022-го – 12 февраля 2023 года), куратор Сюзанн Мейер-Бюзе стала сомневаться, где у работы верх, а где низ, и правильно ли она повешена.
Может быть, это и не настолько важно, потому что Мондриан в своих высказываниях как раз стремился к независимости от привычной системы развески. В его живописи, как и в квадратах Малевича, принципиально нет ни верха, ни низа, ни глубины, ни масштаба: всё сделано для достижения идеальной абстракции. Поэтому весьма понятно, что этот рекламный ход в связи с открытием немецкой выставки, посвящённой эволюции Мондриана от символизма к абстракционизму, лишь немного всколыхнул публику на европейских смотрах.
Франс Постма. Модель ателье Мондриана во Франции 1926. 1987. Фрагмент © Фото: Алена Григораш
На 2023 год в лондонской Tate Modern – с 20 апреля по 3 сентября 2023 года – запланирована выставка, где работы Пита Мондриана покажут вместе с геометрическими абстракциями Хильмы аф Клинт, чтобы через гарантированный успех и популярность мастера неопластицизма привлечь внимание к незаслуженно обделенному вниманием творчеству шведской художницы.
С другой стороны, понятна и логика организации выставки «Мондриан и последователи. Переосмысляя Пита» (Re-Inventing Piet. Mondrian and the Consequences), которую немецкие кураторы готовятся провести в Вольфсбурге c 11 марта по 16 июля 2023 года. На ней покажут уже не только дизайн соратников художника по De Stijl, но и платья Ив Сен Лорана 1966 года, и современное обилие стилизаций под Мондриана в массовой культуре реплик и подделок.
Франс Постма. Модель ателье Мондриана во Франции 1926. 1987. Фрагмент © Фото: Алена Григораш
Заметно, как сегодня на выставках Мондриана в Старом Свете преобладает консервативный поворот: кураторы больше подчёркивают укоренённость художника в европейскую культуру и с сомнением отмечают его эксперименты с новыми материалами и техниками в американский период. Отсюда понятны стабильность в повторении экспонирования произведений из гаагского собрания от одной выставки к другой и логика представления работ с акцентами на сотрудничестве с «De Stijl» или на парижском неопластицизме Мондриана, ставшем бесконечным источником для повторений и размышлений в Европе, продолжающихся с поздних 1930-х годов по сей день.