Ольга Розанова. «Революционер искусства» в Русском музее

Государственный Русский музей представляет выставку работ Ольги Розановой (1886–1918) — одной из ярчайших «амазонок русского авангарда». В Мраморном дворце экспонированы живописные и графические произведения художницы, за короткий жизненный путь создавшей собственное направление в абстрактном искусстве. Подробнее о выставке — в тексте Ольги Капрановой.

В манифестационном эссе «Супрематизм и критика» Розанова писала: «Творит только тот, кто предчувствует себя новым, не похожим ни на что». Бескомпромиссная и революционная, ни на что не похожая, она была свободна от конвенциональности и сравнений. С середины 1910-х годов Розанова самостоятельно приходит к абстракции, что ярко иллюстрирует её серия коллажей к книге Алексея Кручёных «Вселенская война. Ъ. Цветная клей». Ретроспективная выставка в Государственном Русском музее высвечивает все грани творчества художницы: от первых набросков до вызревших цельных высказываний её абстрактных работ. В экспозиции представлено около 50 живописных и более 100 графических произведений из собраний музеев России. 

Ольга Розанова. Городской пейзаж (Улица). 1910-е © ГРМ

 

В предшествующий раз внимание наследию Розановой в музейном мире уделили Третьяковская галерея в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге и Городской художественный музей в Хельсинки более 30 лет назад. Далее некоторые работы художницы становились исключительными по своей значимости элементами международных выставок «Великая Утопия» (1992–1993) и «Амазонки авангарда» (1999–2001). Современное масштабное обращение к творчеству уникальной художницы становится одним из крупнейших событий актуальной культурной жизни Санкт-Петербурга.

Фрагмент выставки © ГРМ

Несмотря на трагически недолгую жизнь, Ольга Розанова прошла множество эстетических и идейных переломов в своём творческом пути. В критическом поиске она следовала разным, сменяющим друг друга направлениям, при этом всегда сохраняя суверенность авторского взгляда. Начиная с реалистической живописи и фовизма, затем остро проникая в концептуальные ряды кубизма и супрематизма, Розанова сконцентрировала персональную авторскую оптику на собственном стиле — цветописи. Поиск «преображённого колорита» выделяет художницу из венка выдающихся современников. 

Ольга Розанова. «Беспредметная композиция». Около 1916 © ГРМ

«Для всех периодов её творчества характерно то чувство цвета, та неистовая влюблённость в красочность, которая особенно остро чувствуется в „беспредметных“ работах и работах прикладного характера», — писал в 1919 году обозреватель посмертной выставки художницы. Цветопись Розановой не может быть уравнена с одноимённым методом Казимира Малевича. Преемница художника брала за основу уникальность естественного, природного переживания — того, что, по словам куратора выставки Ольги Мусаковой, является «одушевлённой абстракцией». «Преображённый колорит» Розановой — художественный манифест, не имеющий идентичной пары.

Ольга Розанова. «Четыре туза». Около 1915 © ГРМ

Среди наиболее известных работ Ольги Розановой, представленных на выставке, — «Кузница», «Портрет молодой женщины», «Натюрморт с помидорами», «Портрет А.В. Розановой», «Автопортрет», «Кувшин с цветами», «Городской пейзаж», «Зелёная полоса». Отдельный интерес представляет цикл «Игральные карты». Существует немало версий и предположений о том, что в образах 11 королей, дам и валетов были завуалированы портреты художников, единомышленников и современников художницы. Зрителей экспозиции приглашают включиться в игру по дешифровке. 

Ольга Розанова. «Пиковая дама». 1912–1913 © Ульяновский областной художественный музей

Доминанта экспозиции — «Зелёная полоса (Распылённый свет)» (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»), шедевр беспредметной живописи последнего периода творчества художницы. Композиция произведения решена одной вертикальной линией — скорее световой, чем цветовой. Розанова размывает, растягивает границы цвета, делая изображение вибрирующим, наделённым живой пульсацией. Распыление цвета, по мнению многих критиков, является финальным переходом в творческой биографии Розановой, разбившим и рассеявшим «Чёрный квадрат» Малевича.

Ольга Розанова. «Зелёная полоса». 1917 © © Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов

Русский музей благодарит Дом культуры «ГЭС-2» за содействие и участие в выставочном проекте.

Афиша выставки © Фото: Ольга Капранова

Выставка продлится до 2 сентября.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты