Открытие итальянского натюрморта в России

В преддверии 8 Марта в Пушкинском музее распустились тюльпаны, лилии и розы. Роскошный букет живых цветов встречает посетителей выставки «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Цветущее начало задаёт лёгкое, радостное, весеннее настроение. При этом в залах представлена большая серьёзная выставка-исследование, которая предлагает по-новому взглянуть на итальянский натюрморт. Специально для DEL’ARTE Magazine журналист Вера Тимошенко побывала на открытии выставки.

Натюрморт ассоциируется прежде всего с Голландией, где были созданы работы, ставшие эталоном этого жанра. При этом в Италии натюрморты пользовались не меньшей популярностью. Они украшали городские палаццо и загородные виллы аристократов. Без них невозможно представить живопись итальянского барокко XVII–XVIII веков. Один из первых натюрмортов — знаменитая «Корзина фруктов» Караваджо, которая во многом определила этот жанр и положила начало истории западноевропейского натюрморта. 

Итальянский натюрморт долгое время находился в тени и не привлекал внимание исследователей. По словам куратора выставки Виктории Марковой, объясняется это тем, что «натюрморт в Италии не был жанром первого уровня. Безусловный приоритет имела фигуративная живопись на библейские сюжеты. Эпоха Возрождения с титанами, которых не было ни в одной другой стране, привела к тому, что всё, что происходило в итальянском искусстве после, оценивалось как второстепенное». 

Куратор выставки Виктория Маркова (слева) и директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва (справа)
на пресс-показе выставки © Фото предоставлено пресс-службой музея

Сами итальянцы начали изучать натюрморт только в середине XX века. В 1962 году вышла монография «Итальянский натюрморт» Джузеппе де Логу. Через пару лет прошли выставки под тем же названием в Неаполе, Цюрихе и Роттердаме, которые привлекли внимание к теме натюрморта. Возник международный интерес, так как картины итальянских мастеров рассеяны по музеям и частным собраниям разных стран. С тех пор музеи изучают итальянский натюрморт, организуют выставки, делают публикации. 

Карел ван Фогелар. Букет тюльпанов в вазе с изображением женской фигуры (фрагмент) © Фото: Вера Тимошенко

Сегодня Пушкинский музей представляет первую выставку в России, посвящённую итальянскому натюрморту. В собрании как Пушкинского, так и других российских музеев имеются произведения этого жанра. Они начали попадать в Россию ещё при Петре I и Екатерине Великой и до настоящего времени практически не изучались. Большинство из них зрители никогда не видели: они хранились в запасниках. 

Бартоломео Лигоцци. Ваза с цветами (фрагмент) © Фото: Вера Тимошенко

Натюрморт, как правило, играл роль милой картинки, которая изображает приятные вещи и висит для оживления и украшения пространства. При этом натюрморт — жанр сложный, аллегоричный, который можно «читать», если владеть его языком. 

Главной задачей выставки стало показать вместе итальянские натюрморты, собранные из разных российских музеев и частных коллекций, чтобы посмотреть, проанализировать и понять, что это за явление — итальянский натюрморт. Выставка является своего рода результатом исследования, презентацией итогов.

Максимилиан Пфайлер. Натюрморт с фруктами, ковром, мандолиной
и белой скатертью (фрагмент) © Фото: Вера Тимошенко

При подготовке к выставке было важно определить авторство работ. Итальянские живописцы редко ставили на своих картинах подписи и даты, и многие произведения не были атрибутированы, а значит, не были введены в мировой научный оборот. Например, было установлено авторство двух работ из музея-заповедника «Петергоф» и Эрмитажа — Джузеппе Рекко, одна из самых ярких фигур в истории итальянского натюрморта. В процессе реставрации на них обнаружили инициалы художника. 

Всего на выставке представлено 70 произведений. Большая часть взята из собрания Пушкинского музея и Эрмитажа. Кроме того, на выставке присутствуют натюрморты из музеев-заповедников «Петергоф», «Гатчина», «Павловск», а также из Пермской государственной художественной галереи, ГМИРЛИ и других. 

Посетители выставки в Белом зале © Фото: Вера Тимошенко 

Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачёва назвала выставку открытием: «Тема итальянского натюрморта никогда в России серьёзно не изучалась, поэтому всё, что зритель увидит на выставке, — открытие». Проект предлагает по-новому взглянуть на жанр натюрморта, пользовавшийся спросом в западной Европе, показывает специфику именно итальянского натюрморта, который отличается от натюрмортов мастеров Северной Европы и открывает новые имена, неизвестные российскому зрителю, такие как Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, Карло Маджини и другие. 

Выставку открывает картина Джузеппе Арчимбольдо, миланского мастера ХVI века. Единственная известная работа этого художника в России — это антропоморфный портрет-метаморфоза, составленный из плодов, фруктов, предметов. Он висит в центре Белого зала Пушкинского музея. 

Джузеппе Арчимбольдо, Мужская голова | корзина фруктов (фрагмент) © Фото: Вера Тимошенко

Галерея напротив Белого зала в оранжевых тонах отведена иностранным мастерам в Риме, который был главным художественным центром Европы с XVII века.

Помимо натюрмортов, на выставке представлена флорентийская столешница из полудрагоценных камней с мозаикой pietre dure с изображением фруктов и плодов, выполненная в мастерских великого герцога Тосканского во второй половине XVII века. 

Флорентийская столешница с мозаикой pietre dure © Фото: Вера Тимошенко

В каждой стране натюрморт имел свою неповторимую окраску. Итальянские мастера не изображали будничную жизнь человека и не стремились к правдивости предметов. Их натюрморты не носят нравоучительный, христианско-аллегорический характер, а воспевают полноту и радость жизни. Итальянские живописцы создавали иной мир как некую усладу для глаз. Мандолины, кролики, павлины, попугаи, арбуз, виноград… 

Отсюда то самое радостное настроение и положительные эмоции, которые дарит выставка. Атмосферу праздника поддерживает оформление стен в солнечном жёлто-оранжевом цвете и красивые вещицы, которые можно приобрести на память: книги и альбомы о цветах, конфеты ручной работы, закладки для книг, блокноты и открытки с цветочными мотивами.  

Конфеты ручной работы к выставке © Фото: Вера Тимошенко 

В целом, барокко — это жизнь, красота и роскошь. Об этом и получилась новая выставка в Пушкинском музее. Прекрасный подарок к 8 Марта и не только. Выставка продлится до конца весны. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты